Великобритания, кажется, готова к отчаянным шагам, чтобы разрешить патовую ситуацию с выходом страны из Евросоюза без соглашения. В стране всерьез рассматривается вопрос привлечения к переговорам по брекситу лично 93-летней королевы Елизаветы II.
Для того, чтобы понять экстраординарность такой идеи, надо напомнить, что все последние месяцы ситуация в Великобритании развивалась от плохого к худшему. Премьер-министр Тереза Мэй не смогла убедить свой парламент в принятии какого-либо плана выхода из Евросоюза. А сторонник жесткой линии по отношению к ЕС – бывший министр иностранных дел Борис Джонсон – вовремя покинул ее кабинет. В результате, только чудо должно произойти, чтобы 23 июля, то есть через двое суток, Джонсон не стал новым премьер-министром.
Он заранее анонсировал свои действия: 31 октября 2019 года вне зависимости от того есть соглашение или его нет, Великобритания покидает Евросоюз. Кроме того, он задался вопросом о том, за что его страна должна платить 50 млрд долларов отступных. В общем, Европа пребывает в тяжелом шоке. Также как и политическая элита Великобритании, которая уже рисует себя апокалиптичные картины того, как будет выглядеть страна 1 ноября.
На самом деле все, конечно, намного сложнее, чем можно представить. Все те, кто знаком с методами Бориса Джонсона отмечают его крайнюю беспринципность и прагматичность. Если, как человека это его, может, и не красит, то для политика, вполне вероятно, это хорошие качества. Имеется в виду то, что Джонсон сегодня объявит о том, что выходит без соглашение, а завтра передумает. И это для него норма.
Тем не менее, политики в Великобритании начали рассматривать вопрос о возвращении в строй главного субъекта европейской политики – Елизаветы II. Формально она не вмешивается в политический процесс 67 лет, с момента коронации, являясь символом государства и выполняя церемониальные функции. Но, как ни странно, никаких ограничений для ее возвращения в политику нет. И просто до сих пор кризисы в Великобритании не превращались в тот кошмар, который требует ее непосредственного вмешательства. Все забывают, но глава государства не премьер-министр, а именно Елизавета II. Возможно, именно сейчас тот самый случай, когда королева должна вмешаться лично.
Задача, которую, может быть, предстоит решить королеве, это остановить выход страны из Евросоюза без соглашения, как это сейчас декларирует Джонсон. Королева вправе отказать Борису Джонсону в приостановке работе парламента, если он захочет совершить брексит без плана. А также лично отправиться на саммит ЕС для начала переговоров по брекситу. Присутствие королевы на подобном саммите было бы сродни взрыву бомбы. И уж точно сдвинуло бы процесс с мертвой точки. Такие варианты сейчас просчитывают наиболее панически настроенные члены партии консерваторов.
Правда, скорее всего, ни Джонсон, ни королева не захотят довести ситуацию до этого кризисного момента. Лицо Соединенного королевства после этого было бы окончательно потеряно.