Президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, академик РАН Александр Дынкин высказался о предстоящей встрече президентов РФ и США.
«Почему важна эта встреча двух президентов Путина и Байдена? Потому что сегодня в мире только две страны, которые могут уничтожить друг друга за 30 минут <...>. Не общаться невозможно, потому что это было бы безответственно и по отношению к своим обществам, и по отношению ко всему миру», — замечает он.
«При нынешнем уровне недоверия, при том, что в столицах двух стран нет послов — такой ситуации не было с 1952 года — мы находимся на пикирующей траектории российско-американских отношений. Если эту траекторию удастся изменить хотя бы на горизонтальный полет, это уже будет неким результатам. Если после этой встречи послы вернуться к месту своей службы, нормализуется консульская работа по выдаче виз, если американцы вернут нам конфискованную дипломатическую собственность — уже это можно считать успехом», — размышляет Дынкин.
Также он высказал предположение о том, что Путин и Байден будут договариваться о стратегической стабильности между странами. «Это такое состояние стратегических вооружений обеих сторон, когда у каждой из них нет стимула для нанесения первого удара. Когда тот, кто наносит первый удар, понимает, что он с первого удара не уничтожит все атакующие средства другой стороны и ответный удар неизбежен. Поэтому эти стимулы первого удара должны отсутствовать в идеале. Сейчас такое состояние у нас есть, особенно после того, как удалось «на флажке», как говорят шахматисты, продлить договор СНВ-3», — пояснил эксперт.
«Я думаю, что с учетом состояния двусторонних отношений цифры [сокращение вооружения] могут стать результатом дипломатов, военных двух сторон, а за три часа встречи лидеров максимум, что можно сделать — это дать поручение начать эти переговоры. Если такое поручение будет дано, то это можно будет считать успехом», — сказал он.
Также Дынкин оценил отношения России и Китая. «Я считаю, что мы стоим на пороге «мягкой биполярности» XXI века.<...> Сегодня мы видим по всем линиям ухудшение отношений, нарастание конфронтации, причем, как против России, так и против Китая», — полагает он.
Такая ситуация заставляет Москву и Пекин совместно искать какие-то способы противодействия, считает Дынкин. «Я думаю, что совокупный потенциал, который включает стратегические силы и экономическую мощь этого гипотетического блока Москва-Пекин сильнее, выше, чем то что было, когда был СССР и страны Варшавского договора.<...> Я думаю, что о превосходстве [над США] не стоит говорить, но это примерно равные силы будут», — размышляет эксперт.