В апреле в социальной сети Facebook была удалена популярная страница RedFish — у ресурса было 800 тысяч подписчиков.
RedFish принадлежал каналу RT, которому уже много раз приходилось сталкиваться с блокировками материалов и даже профилей на различных площадках. Это происходило в Facebook, на YouTube, в Twitter в период выборов в США материалы RT сначала помечались как как вводящие в заблуждение, а позже аккаунт деактивировали. С подобным сталкивались и другие российские ресурсы, — например, Sputnik и BaltNews.
Причиной блокировки RedFish стал антифашистский пост с казнью Муссолини. Он был приурочен к 76-й годовщине свержения власти диктатора и освобождению Освенцима. Однако администрация соцсети сочла его «нарушающим нормы сообщества».
Подобные действия российский регулятор Роскомнадзор относит к цензуре в отношении российских СМИ и нарушению базового постулата — свободы распространения информации, отмечает Денис Ротанов, генеральный директор 101domain.ru. Это является нарушением законодательства, за которое предусмотрены штрафы: до 1 млн. при первичном и до 3 млн. при повторном.
Кстати, когда на YouTube были заблокированы видео RT по теме Covid-19 (площадка признала их недостоверными), остановлена возможность проводить прямые эфиры и делать публикации, регулятор направил владельцу видеохостинга — компании Google LLC — требование в кратчайшие сроки снять ограничения.
В настоящее время вопросы достоверности, морали, ответственности авторов перед аудиторией звучат все громче. Об этом говорил и президент — в марте этого года на общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» Владимир Путин заявил о разрушительной способности интернета — если он не будет подчиняться не только законам и юридическим правилам, но и моральным законам общества, в котором мы живем, то разрушит его изнутри. Но очевидно, что нормы морали пересматриваются, и установки прошлого уже являются ценностью не для всех.
Блокировка RedFish и инициированная владельцем ресурса акция хештегами #FacebookBringBackRedfish («FacebookВерниRedfish») в поддержку ресурса нашли отклик потому, что во многих семьях свежи воспоминания о лишениях и потерях в период ВОВ. И то, что удаление страницы произошло из-за фото с казнью Муссолини, отозвалось у многих, даже не следивших за жизнью ресурса.
В RT и в прошлом году отмечали желание не допустить публикации военной тематики — например, в день Победы блокировались переведенные в цветное изображение фотографии советского флага над Рейхстагом. Нынешнюю блокировку связывают с изменением политической повестки и кадровыми перестановками в Facebook. Недавно Бен Ниммо, экс-старший научный сотрудник Атлантического совета, член антироссийской сети лидеров мнений с финансированием британским Форин-офисом, был назначен руководителем направления по «борьбе с дезинформацией» соцсети.
А незадолго до удаления RedFish в статье Georgetown University, близкого к правительству США, было высказано мнение, что на странице ведется успешная пропагандистская деятельность и продвигается повестка Кремля.
Надо отметить, что цензура в Интернете существует во многих странах мира — и в Европе, и в США, и в России — вспомнить хотя бы недавний «закон против мата» и мартовские ограничения Twitter. Но одно дело — фильтровка сообщений противозаконного или опасного содержания (торговля оружием, наркотиками, детская порнография, подстрекательство к самоубийству и т.д.) и санкции за невыполнение требований по их удалению, и совсем другое — формирование определенного общественного мнения.
С моралью в обществе дела обстоят действительно не очень гладко, и дело не только во вкладе соцсетей. С 10 июня по 10 июля 2019 года АКСИО-8 провел опрос, который был посвящен пенсионной реформе, но вскрыл и другие болезненные вопросы. Например, идеальную форму управления для страны. Выяснилась закономерность: чем выше достаток респондентов, тем чаще они выбирают фашизм (9% у считающих себя людьми состоятельными против 4% у опрошенных со средним достатком). Всего в исследовании приняли участие 85606 респондентов из разных регионов страны.
Надо признать: соцсети как инструмент давно перестали быть только ресурсом для развлечений и общения. С учетом, что к недалекому будущему, а именно к 2025 году ими будет пользоваться больше половины земного шара, — 4.41 млрд., они становятся серьезным каналом информирования и формирования общественного мнения. Какие идеи будут продвигаться, а какие — отодвигаться на второй план, во многом зависит от политики государства в отношении связи. Но популярность у пользователей с большей вероятностью найдет та тематика, которая будет созвучна их мыслям и чувствам. И сейчас у соцсетей есть возможность стать в том числе каналом для профессиональной деятельности и самореализации пользователей. Тогда ситуация, которая сложилась в Европе начала прошлого века и привела к выходу фашизма на мировую арену, будет неактуальна независимо от блокировок наших ресурсов в мире.