Многое свидетельствует о неготовности «вертикали власти» в России к эпидемии.
Так, региональные власти ввели режим частичной самоизоляции тогда, когда вирус уже распространился в Европе. Сейчас в клиниках не хватает тестов, в аптеках практически не найти медицинских масок. Правительство спешно пересматривает перечень «товаров первой необходимости».
Политолог Глеб Павловский замечает, что к пандемии не был готов никто в мире, «кроме тех американских конгрессменов, которые заранее продали рискованные акции». Но в РФ «сразу две неготовности», и в этом сложность, полагает он. Не готово население, и не готова система власти, Кремль, причем панически, замечает политолог.
«Пандемия рушит ослепительный образ путинского храма, который он воздвиг и завещает стране», — считает Павловский. Уже около месяца интерес граждан, фокус внимания переместился — «с визионерских образов на то, что угрожает непосредственно».
Павловский полагает, что российская система власти может «требовать лояльности и творить что угодно», пока люди уверены в собственном выживании. Когда население начинает бояться за жизнь, оно перестает «аплодировать ее сериалам, и сделка расторгается так же моментально, как возникала».
Люди легко впадают в панику, а у россиян наследственное недоверие к успокоительным словам власти: когда она говорит «не бойтесь», все тут же начинают испытывать волнение, замечает политолог.
Сейчас люди заняты коронавирусом, насущными вопросами о масках, гречке и так далее. Политолог отмечает, что «невозможно одновременно волноваться о гречке и эстетически наслаждаться красивой картинкой интервью Путина Андрею Ванденко».
По его мнению, сериал интересный. Если бы эти интервью показали в 2000 году, его смотрела бы вся Россия, предполагает Павловский. «Но спрос на Путина утолен, интерес ушел» — и сериал начал вызывать другие эмоции.
«Перед нами пришелец из иной реальности, космонавт из «Интерстеллара», вернувшийся в будущее стариком. Путин отслоился от собственного «путинского большинства». Это заметили и сериал остановили», — считает Павловский.
Политолог Татьяна Становая высказала мнение об обращениях президента на фоне эпидемии коронавируса. Она считает, что главная проблема этих обращенийв том, что «в них нет ни эмпатии, ни сочувствия, ни попытки мобилизовать нацию перед лицом общей угрозы. Угроза есть, а у Путина она если и звучит, то неадекватно».
Политолог полагает, что наблюдается «отсутствие Путина именно в роли национального лидера, человека, который направляет, подбадривает, успокаивает, объясняет и дает обещания. Он плетется в хвосте принимаемых решений, а его слова оставляют еще больше вопросов, чем до обращения».
Становая считает, что это его сознательный рациональный выбор, исходя из личного восприятия ситуации. И это не имеет никакого отношения к проблеме рейтинга. «Рейтинг Путина становится институционально-плебисцитарной константой, подтверждение которой — лишь вопрос правильно сформулированных вопросов и архитектуры голосования», — предполагает политолог.
Рейтинги президента Путина возросли после его обращения к россиянам, которое вышло в эфир 2 апреля. Об этом свидетельствует опрос ВЦИОМ. Сообщается, что в день обращения главы государства к населению 72% опрошенных заявили, что одобряют его деятельность, 20% придерживаются противоположного мнения, 8% затруднились ответить.
При этом, за прошлую неделю показатель одобрения по среднему значению составил 65,7%. По данным ВЦИОМ, 74% доверяют президенту Путину; неделю назад так высказались 71,1% респондентов.