Впервые за 20 лет у власти Путин одобрил масштабный пересмотр Конституции РФ.
Слова о том, что можно удалить слово «подряд» из статьи об ограничении президентских сроков, очевидно были приготовлены заранее и теперь это станет началом масштабной дискуссии о конституционной реформе, которая может коснуться учета президентских сроков, и вообще ключевых институтов российской госсистемы, считает политолог Татьяна Становая.
Президент заговорил о реформах уже сейчас, задолго до окончания своего срока. Это говорит о том, что преобразования могут быть приурочены к выборам в ГД 2021 года и затронуть отношения парламента, правительства и президента, предполагает политолог.
О неизбежности изменения конституции говорят уже давно. Уйдет ли Путин или останется, ему придется изменять ее, чтобы либо пойти на следующий срок, либо создать рычаги влияния на нового президента, отмечает политолог. В отличие от более ранних правок (удлинение сроков, объединение верховных судов) сейчас Путин не стал прямо заявлять, чего хочет.
Вместо этого было внесено расплывчатое предложение широкой «дискуссии в обществе». Это необычно, так как Путин обычно принимает подобные решения без привлечения общества. Непонятно, кто будет готовить поправки, как будет проходить это обсуждение, замечает политолог. По ее мнению, все это больше напоминает «политическую игру, чем серьезный подход к реформе».
Каковы же цели изменения основного закона РФ? Что касается предложения убрать слово «подряд» из статьи об ограничении президентских сроков, то большинство политологов сошлись на том, что Путин этим сигнализировал, что не намерен баллотироваться в 2024 году. Но тут есть нюанс.
В 2012 году, сразу после избрания на 3-ий срок Путин, говоря о двух президентских сроках подряд, отметил: «Закон обратной силы не имеет. С того момента, когда он будет принят, у меня есть возможность работать следующие два срока. Здесь проблем нет». То есть, отменой слова «подряд» можно воспользоваться, чтобы засчитать нынешний срок за первый, а то и обнулить, замечает политолог.
По ее мнению, вероятно, что Путин пока сам ничего не решил, а обсуждение реформы Конституции начал для получения некой «помощи зала». Сначала обсуждать будут безобидные вещи, например, уточнения отношений президента и правительства, но потом могут уже обсуждаться и более базовые вещи — расширение полномочий парламента в утверждении министров или реформа института президента, предполагает политолог. Однако что бы ни получилось в итоге реформы, Путин уже показал три основных внутренних ограничителя, которые в значительной степени определят его будущий выбор.
Так, его никогда не устраивал сильный парламент, еще с работы в Петербурга, где ему все время приходилось спорить с парламентской оппозицией. То есть, парламентская республика вряд ли возможна, так как Путин не станет ставить государство в зависимость от политических выгод тех, кого считает популистами-конъюнктурщиками.
Также он не хочет завершить свой земной путь в президентском кресле из-за возрастных изменений, дряхления, считает Становая. Это может обесценить все его предыдущие достижения, поэтому рано или поздно он уйдет. Однако стоит отметить, что Путину в 2024 году будет только 72 года (Трампу сейчас 74).
Также он, вероятно, учитывает, что в нынешней России не получится создать такой пост, позволяющий спокойно продолжить правление и получить все необходимые гарантии на будущее.
До 2024 года еще далеко, и все может полностью поменяться, замечает Становая. За 20 лет президентства Путин не раз давал понять, что не собирается править пожизненно, и, похоже, был искренен в этом вопросе, пишет она. Но эти 20 лет изменили Россию и его самого, и сейчас ему вполне может показаться, что у него еще есть время и за пределами 2024 года, считает политолог.