Член Общественной палаты Валерий Фадеев назначен председателем Совета по правам человека при президенте, следует из указа главы государства.
До сих пор возглавлявший совет Михаил Федотов исключен из его состава. В обновленный состав организации также не вошли глава правозащитной организации «Восход», теперь уже бывший зампред СПЧ Евгений Бобров, руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, профессора ВШЭ Илья Шаблинский, а также политолог, доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман.
При этом в состав организации вошли исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова и президент «Центра прикладных исследований и программ» Александр Точенов.
Ранее члены СПЧ обратились к президенту с просьбой оставить Федотова в руководстве совета до истечения срока его полномочий, но реакции Кремля на это не последовало.
СПЧ — совещательный орган при президенте, и не следует придавать перестановкам в его составе большое политическое значение, пишут авторы телеграм-канала «Мейстер». Но определенный вектор в них есть: из СПЧ выведены лица, летом активно поддерживавшие московские протесты, отмечают авторы канала.
«Думается, они пересекли черту, которой президент Путин отделяет правозащиту от политики», — пишет «Мейстер». «В состав совета включен бывший украинский политзаключенный Вышинский — человек, готовый и способный бороться с произволом за человеческое достоинство не только внутри РФ, но и за ее пределами», — считают авторы канала.
«СПЧ всё! Мало назначения его главой ни разу не правозащитника, журналиста Фадеева, так Путин еще выкинул из Совета юристов, которые и до всякого СПЧ занимались правозащитной деятельностью — Чикова, Боброва, Шаблинского. И политолога Шульман, которую президент ввел в состав СПЧ всего год назад — тоже. Не оправдала оказанного ей высокого доверия: все по судам в поддержку арестантов по московскому делу бегала. Зато в состав СПЧ введен РИА-пропагандист Вышинский», — комментируют известие авторы телеграм-канала «СерпомПо».
«СПЧ — не столько мешающий, сколько раздражающий орган. У него нет полномочий, он ничего по факту не решает — но брюзжит где-то над ухом. А Общественная Палата Фадеева ни хорошо, ни плохо не говорила — они с апреля вообще ничего не делали. Так и надо. Номинально вы можете быть кем угодно — главное не зудите», — пишет о смене главы и состава СПЧ журналист Антон Орехъ.
«Эта пощечина — месть тишайшему Федотову и наиболее активным членам Совета за открытую правозащитную работу. Всем показано: реальная правозащитная деятельность никоим образом не должна ассоциироваться с президентом Путиным. Как говорится, близко не подходите» — комментирует новость политик Лев Шлосберг.
Политический деятель левого толка Сергей Удальцов также прокомментировал это известие: «СПЧ и раньше сложно было назвать эффективной структурой, но с приходом на пост руководителя верного путинца Валерия Фадеева эту контору можно вообще закрывать. Будут обслуживать власть и заниматься имитацией правозащиты».
Ранее Михаил Федотов рассказал РИА Новости, что планирует возглавить в НИУ Высшая школа экономики кафедру ЮНЕСКО, посвященную правам человека в сфере информации и интеллектуальной собственности, особое внимание в деятельности кафедры будет уделено правовым проблемам развития искусственного интеллекта.
«То, что глава СПЧ Федотов после отставки пойдет в Вышку, было ожидаемо. Как и то, что специально под него будут создавать несуществующую пока кафедру ЮНЕСКО. ЮНЕСКО — дело нужное в наше непростое время, то немногое, чего нам не хватает, не правда ли?» — считает экономист Никита Кричевский.
Но дальше «трэш и угар», пишет экономист. Кафедра будет заниматься не только авторским правом, но и «смежными» правами, которые входят в права человека. С задачей, в том числе, противостоять искусственному интеллекту, например, требовать при подаче жалобы по телефону общения не с роботом, а с живым человеком. Ведь это и есть искусственный интеллект.
«Ну все, кранты цифровизации. Теперь Федотов с дружками задолбят всех, кто использует телефонных роботов: Сбер, РЖД, Бермудофлот, ФНС, Московскую мэрию и черт знает кого ещё. А может, оно и к лучшему? Чем быстрее Вышка с подельниками развалят существующую систему, тем быстрее они переобуются. Или сядут, тут уж как повезёт», — пишет Кричевский.