Присоединение к СССР в 1940 году стран Прибалтики — не оккупация, сказал ранее Сергей Иванов.
Экс-глава АП пояснил свои слова тем, что жители этих стран становились гражданами СССР «со всеми правами и обязанностями», и многие из них стали частью советской политической и творческой элиты. Он назвал этот пакт «достижением дипломатии» СССР, и считает, что им стоит гордиться. Ведь если бы этот договор не был заключен, России угрожала бы война на два фронта, а с фашистами пришлось бы воевать «в 40 км от Минска или в 100 км от Ленинграда», считает экс-глава Минобороны РФ.
МИД РФ объяснил заключение пакта Молотова — Риббентропа. В сообщении ведомства говорится, что «благодаря советско-германскому договору о ненападении война началась на стратегически более выгодных для СССР рубежах, и население этих территорий подверглось нацистскому террору на два года позже, тем самым были спасены сотни тысяч жизней».
Однако стоит отметить, что 2-хлетнюю отсрочку от войны получил не только СССР, но и фашисты и немецкая экономика, которой Советы оказывали немалую помощь, пишет журналист Илья Мильштейн. Также стоит отметить, что до вторжения в Польшу немецких и советских армий СССР с Германией не граничил, а после очутился лицом к лицу, и останавливать фашистов пришлось на подступах к российской столице. Кстати, неизвестно, решился бы Гитлер начать мировую войну, если бы не заключил пакт о ненападении с СССР, замечает журналист.
Даже при Сталине не принято было гордиться подписанием пакта между СССР и Гитлером. Тогда полагалось «стыдливо» молчать о том, как СССР пытался разделить Европу с вермахтом, а секретные протоколы к пакту долго хранились в тайне от советского народа.
Позднее, во время перестройки, когда врать вроде бы перестали, когда трагедия миллионов россиян, заплативших за ошибки власти, была полностью понята, можно было подумать, что это осталось в прошлом и российские политики не станут гордиться пактом, которое «один людоед заключил с другим».
Около 10 лет назад Путин, обращаясь к польской аудитории говорил об «аморальности» соглашения с фашистами. Но сейчас риторика меняется. «Позорище возобновляется, но уже на современном этапе, во всем блеске его гибридного победобесия», — пишет Мильштейн.
Оценка договору о ненападении, заключенному между СССР и Гитлером, была дана в 1989 году Съездом народных депутатов СССР. Тогда съезд выразил согласие с выводами комиссии по оценке данного соглашения, согласно которым договор с вермахтом подписывали в критической международной обстановке для отведения от СССР угрозы приближающейся войны, а опубликованная часть пакта не противоречит нормами международного права.
Но депутаты заметили, что угрозу войны отвести не удалось, а просчеты из-за обязательств немцев перед СССР усугубили последствия германской агрессии.
Также съезд признал наличие секретного протокола о сферах влияния СССР и Германии и пришел к выводу, что он противоречил независимости нескольких стран и не выражал волю советских граждан. Депутаты осудили его заключение.