В ходе последней Прямой линии президент говорил, что РФ уменьшает военные расходы, но, несмотря на это, страна обеспечивает военный и ядерный паритет и на несколько шагов опережает конкурентов, поскольку имеет суперсовременное оружие — гиперзвуковое.
Президент имел в виду новейшие разработки — ракеты «Авангард» и «Кинжал». По мнению военного обозревателя Александра Гольца, здесь можно усмотреть принципиальную разницу между предыдущей и нынешней холодными войнами.
Раньше в расчет принимались объективные сведения о военной мощности противника: количество ядерных средств и их мощность, численность войск, обеспеченность их боевой техникой. Тогда противники должны были доказывать наличие оружия: проводить испытания, запуски ракет и так далее.
В итоге стороны делали вывод, что в критической ситуации смогут нанести возможному агрессору неприемлемый урон. И рассчитывали на то, что понимание этого факта удержит его от нападения. Но теперь настало время постмодерна, пишет обозреватель.
И российские, и зарубежные эксперты без особенного волнения описывают «достижения» РФ в области новейших вооружений. Они никак не изменяют стратегического баланса. Любая ракета (а не только «Авангард») летит из безвоздушного пространства к Земле на гиперзвуковой скорости.
Особенность «Авангарда» в том, что он при этом маневрирует, что позволяет ему преодолеть ПРО США. Но американские ПРО не предполагают перехвата на последней стадии полета ракеты противника. Поэтому необычные характеристики «Авангарда» бесполезны. Поэтому вряд ли РФ на насколько шагов обогнала мир, отмечает Гольц.
Сейчас и РФ, и США гарантированно могут уничтожить друг друга. Но если представить, что лидер одной из сторон верит в то, что располагает супер-оружием, способным принести победу. Во время кризиса в своих решениях он будет рассчитывать на козыри, которых в действительности не существует.
Зная это, противник обречен расценивать эти заблуждения, как реальность. Лишь так, завышая возможности противника, находя ответ на возможные угрозы, можно убедить его, что неприемлемый урон все же неизбежен, пишет обозреватель.
Кибер-атаки могут деморализовать возможного противника, расколоть его ряды. Этот сценарий спецслужбы РФ, согласно данным американских спецслужб, отрабатывали во время выборов в США. Но атаки хакеров против атомных электростанций, химических заводов могут нанести урон, сопоставимый с ядерным ударом. При этом при такой атаке не происходит видимого стягивания сил противника. Также атакующая сторона всегда может сказать, что это действовало не государство, а какие-то неизвестные мошенники-одиночки.
Услышав такую аргументацию Кремля (после кибер-атак РФ против Балтии и Украины), США успешно научились определять источник хакерских атак. В обвинительном заключении прокуратуры США были перечислены фамилии, должности и прочие координаты организаторов вмешательства в выборы США. Тем самым США как бы предупредили РФ, показав, что могут контролировать ее действия.
Блокировка американцами в день выборов в конгресс петербургской «фабрики троллей» стала еще одним предупреждением для РФ, пишет Гольц. Но РФ ни в чем не признается и все отрицает. И это является стратегической проблемой для США, считает обозреватель.
Сдерживание эффективно лишь тогда, когда возможный противник понимает, что ему могут нанести неприемлемый урон. И таких гарантий у Америки нет, полагает эксперт. По его мнению, теперь Запад должен принимать во внимание не только реальные возможности контрпартнера, но и иллюзии руководства РФ о своей военной мощи.