За время пребывания Путина на посту президента вся власть в РФ фактически сосредоточилась в его руках.
Если 11 лет назад создание «тандема» Медведев-Путин на один срок еще представлялось возможным, то к 2024 году подобное будет нереально, считает политтехнолог Виталий Шкляров.
В 2008 году российский истеблишмент был готов к возвращению популярного в то время Путина на президентский пост спустя 4 года. Никто не выступал против этого, для АП это было частью плана и стратегии возврата, полагает политтехнолог. Но сейчас ситуация другая. Если в 2024 году Путин снова уйдет с поста президента, рассчитывая на возврат, то уже никто не будет ждать его в 2030-м в возрасте 78 лет, пишет Шкляров.
При этом не столь важно, какую именно конструкцию предложат для сохранения за нынешним главой государства неофициального лидерства. Для этого могут придумать новый специальный пост (как в Казахстане) с передачей ему некоторых полномочий президента, возможны и иные юридические формы. Сложность состоит в том, что любая из них потребует формирования внутри системы власти второго центра силы (хоть и временно).
В 2008 году система решила эту проблему. Но тогда РФ была другой. Экономическая ситуация была намного лучше, чем сейчас. С того времени размер самой системы, ее коррумпированность и неэффективность существенно возросли, и в грядущие 5 лет этот тренд сохранится, отмечет политтехнолог.
Уже теперь значительная часть важных решений принимается вручную на уровне президента, иногда без необходимого предварительного разбора последствий (недодуманная пенсионная реформа, нацпроекты, параметры которых уже корректируют). Если представители власти и госкорпорации должны будут утверждать свои действия не в одном, а одновременно в двух центрах власти, политический кризис, борьба за лидерство могут повлечь коллапс, считает политолог.
Этот фактор, и то, что уже никто не будет верить в возврат Путина в 2030 году, поведет к тому, что после ухода с поста главы государства в 2024-м он быстро станет терять реальную власть, которая начнет сосредотачиваться в руках второго центра, считает Шкляров. В АП это понимают, полагает политтехнолог.
Вторая причина невозможности ухода Путина продолжает первую. По мнению Шклярова, в ближайшем кругу президента сейчас нет никого, кого этот круг смог бы признать лидером так же, как Путина. Какой угодно «преемник» — Медведев, Собянин и другие — непременно почувствуют сопротивление и, вероятно, даже саботаж некоторой части близких к Путину лиц, а затем последует переворот.
Еще более значительным является то, что хоть рейтинг президента сильно упал за последнее время, в его ближнем кругу, да и в стране нет ни одного популярного политика и мощного центра власти, отмечает политтехнолог. А если же к следующим выборам все-таки возникнет некий популярный преемник, то для него поддержка широких масс населения станет дополнительны аргументом, чтобы по приходу к власти быстро отодвинут утомившего россиян Путина от действительной власти, полагает Шкляров.
Итак, получается, что любой сценарий, предлагающий уход Путина в 2024 году, несет и для него самого, и для власти в целом значительно более существенные риски, чем сохранение нынешнего положения. Сохраняя статус кво удерживать режим будет ещё возможно, и при жизни Путине, и после.
По мнению Шклярова, россияне практически привыкли к тому, что Путин «навсегда», и если не разовьется мощный экономический кризис, на его новое «переизбрание» отреагируют с безразличием. Поэтому постепенно российские граждане смогу увидеть, как задача «ничего не менять» будет продвигаться все более.