Не смотря на желание властей разогнать экономику, успеха не ждет почти никто — ни эксперты, ни простые граждане, полагает обозреватель Сергей Шелин.
В недавнем бюллетене Центра развития ВШЭ напечатан опрос 23 профессиональных экспертов из крупных российских и заграничных финансово-экономических учреждений.
Эксперты считают, что в ближайшие 6 лет ежегодный рост ВВП РФ будет находиться между 1,5% и 1,7%, а инфляция будет в районе 4% в год. 3 месяца назад эти же эксперты опубликовали почти такой же прогноз. В связи с этим Центр развития отмечает, что за 3 месяца в экономике РФ, вроде бы, много что изменилось.
Был принят майский указ президента; внесена пенсионная реформа; увеличен НДС; ввели новые санкции. «С учетом всего этого остается только удивляться, насколько устойчивыми оказались консенсус—прогнозы», — сообщает издание.
Шелин отмечает, что все указанные изменения (за исключением санкций) укладываются в новую правительственную стратегию, нацеленную на экстренное ускорение экономического роста в РФ. Все ведомства, все президентские помощники должны внести вклад в будущий успех.
Для достижения успеха платить должны все: пенсионеры, олигархи... Вследствие увеличения НДС весь народ призван к жертвам. Разрабатывается план, на что потратить полученные средства: постройка мостов, дорог и так далее.
Но при это вводятся новые запреты и неудобства для граждан. По идее правительства, все эти меры должны способствовать общему ускорению. Но, по мнению экспертов, вместо скачкообразного подъема ожидается вялый рост на грани стагнации, отмечает обозреватель.
Эмоции и действия россиян показывают, что они видят будущее примерно так же. Соцопросы выявляют уныние и пессимизм в массах. Эксперты, изучающие потребительское поведение, сообщают о попытках россиян перейти в режим экономии.
Можно возразить, что народ и аналитики не правы, и только правительство видит верный путь, отмечает обозреватель. В последние годы в РФ наблюдается экономический застой. Новая попытка переломить ситуацию, выжимая из россиян последние деньги и перераспределяя их в интересные с точки зрения бюрократии проекты, приведет в тупик, полагает Шелин.
Во главе изменений — все тот же «ближний круг магнатов». Эффект от подобных вложений, даже если не принимать во внимание разворовывание и вывоз за границу, будет существенно ниже, чем у инвестиций, вложенных независимыми бизнесменами по своему выбору.
В этом и состоит особенность российской системы, что она сделала крупные и при этом независимые от себя инвестиции почти невозможными, отмечает обозреватель. Бизнес в РФ находится под прессом множества контролирующих ведомств. Санкции, закрывающие в страну путь внешним инвестициям, накладываются на тот факт, что внутренние инвестиции перекрыты еще надежнее, полагает Шелин.
По его словам, сигналом к тому, что режим и в самом деле хочет обновиться, стали бы попытки переорганизации или частичного роспуска контролирующих органов.
Но множество запретов работает в прежнем режиме, хотя чаще выясняется невозможность их осуществления, как это произошло с блокировкой Telegram, отмечает обозреватель. Но запреты не могут вызвать рост экономики, несмотря на денежные вливаниями, считает обозреватель.