Нынешняя политическая ситуация вызывает необычное раздражение почти у всех: у политиков, аналитиков и простых граждан, пишет экономист, политолог Михаил Хазин.
Люди сильно нервничают по поводу происходящих событий, а политики совершают совершенно дикие вещи (дело Скрипалей, которое устроили британцы). Большинство людей чувствуют, что происходит что-то важное, что нынешний кризис намного серьезнее предыдущих, считает политолог.
Поэтому они очень болезненно реагируют даже на незначительные раздражители. Дело в том, что тот привычный мир, в котором люди живут несколько поколений — рушится, считает политолог.
Он вспоминает распад СССР. Это событие стало психологически сильным ударом даже для людей, помнивших войну и разруху. Хазин считает, что запад сейчас находится в том же состоянии, что и Советский Союз в конце 80-х.
Более того, экономика там работает пока по тем же принципам и на первый взгляд ничего не изменилось. Но наиболее прозорливые чувствуют, что что-то очень неприятное приближается. И срок прошел примерно такой же, как и в СССР, с конца 2 мировой войны до прихода к власти Горбачева — 40 лет.
На западе с кризиса 70-х до начала проблем прошло около 38 лет, отмечает он. Еще живы люди, которые помнят, как было раньше, но сделать они ничего не могут: младшие поколения попросту им не верят, поскольку былой жизни не видели.
Основной проблемой грядущего кризиса будет резкое снижение уровня жизни. В США нынешние доходы граждан соответствуют по покупательной способности данным 1957 года. В общем неплохо, но намного ниже уровня, который стал всем привычен за последние годы.
В этом состоит основная причина той истерии, которую сегодня можно наблюдать у политиков. Быстрое уменьшение «среднего» класса ведет к тому, что исчезает поддерживающий их электорат. Бедные за новых либеральных популистов не проголосуют.
Новых политиков не пускают наверх, это также повышает напряженность, так как они вынуждены для того, чтобы пробиться через контролируемые либералами СМИ, вести себя довольно резко.
При этом образуются абсолютно новые группы, например, так называемые «новые» бедные. Это люди с психологией и образованием «среднего» класса, которые понимают, что им на позиции «среднего» класса вернутся не удасться. Некоторые новые группы в политике никто не представляет.
Помимо этого, на западе нет жажды альтернативы, которая была в СССР, где надеялись на построение капитализма. Поэтому ситуация там будет даже похуже, чем в России, считает политолог.