Художники, кураторы, искусствоведы прокомментировали публикацию интимного видео с политиком Бенжаменом Гриво, устроенную художником-акционистом.
Публикация привела к скандалу, после которого политик снял свою кандидатуру с выборов мэра Парижа. Гриво также обратился в полицию, после чего Павленскому предъявили обвинение во вторжении в личную жизнь и распространении материалов сексуального характера без согласия запечатленных на них людей.
Художник объяснил свою акцию борьбой с «политическим обманом». Он напомнил, что политик вел избирательную кампанию с позиций «традиционных семейных ценностей», но сам практиковал иной подход. По мнению Павленского, «лицемерие стало во Франции нормой», однако оно не должно быть ею.
Акционизм всегда на грани
Куратор Виктор Мизиано пояснил ВВС, что акционизм всегда находится на грани между искусством и реальностью. Подобные высказывания должны иметь историю и оформление, чтобы идентифицироваться как искусство. Без этого не ясно, что перед зрителями: хулиганство, политический протест или искусство, отметил он.
Когда появился Павленский, акционизм уже имел традицию, что облегчало его распознавание. Его российские работы Мизиано назвал прекрасно выстроенными, эффектными и чувствительными. Не было сомнений в том, что они являются искусством.
Однако французские работы Павленского сложнее оценить. Художник оказался в новом контексте. По его словам, у Франции другая эстетическая и политическая традиция. Поэтика прямых высказываний, адекватных в России, не так очевидна во Франции. В этом может быть источник проблем нынешних акций Павленского, подчеркнул Мизиано. Он также задался вопросом, считает ли акционист свои действия искусством.
Завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский назвал ранние работы художника «артивизмом», смесью арта и активизма. Однако после поджога двери здания ФСБ на Лубянке его активность стала слишком медийной. Это привело к появлениюе «налета конъюнктуры», отметил искусствовед. По его мнению, «левацкая игра с порнороликами» не является искусством.
Боровский пояснил, что грань легко нарушить. Однако можно вернуться в то сферу, которую считают искусством.
Политический активизм
Профессор истории искусств в Институте искусств Курто (Лондон) Сара Уилсон, которая изучает творчество Павленского, указала на отсутствие признаков художественной акции в публикации компрометирующих роликов. Предыдущие акции он сопровождал уведомлением или художественным оформлением. Так, поджог банка в Париже имел комментарий. В нем говорилось, что акция проводится на месте, где стояла Бастилия. Кроме того, отмечалось, что банк — символ капитализма, сменивший тюрьму, символизировавшую тиранию. В этом специалистка увидела художественное содержание.
Однако в публикации видео не было подобного оформления. По этой причине Уилсон не рассматривает ее как художественную акцию. Она назвала ее политическим жестом. Ученая также указала на непонимание художником французского общества, для которого он оказался слишком прямолинеен.
По мнению художника Артема Лоскутова, искусство — это то, что таковым называет художник. Он напомнил, что все российские акции Павленского и поджог французского банка имели манифест, название, авторский комментарий.
Публикацию видео он счел успешной политической акцией, не претендующей на художественное высказывание. Лоскутов подчеркнул, что не все сделанное художником можно назвать искусством