47% женщин и 33% мужчин оправдали поступок сестер Хачатурян, вынужденных убить отца.
Отношение к делу сестер Хачатурян
Почти половина опрошенных россиян (41%) согласились с теми, кто оправдывает девушек. Об этом свидетельствует августовский опрос «Левада-центра», который изучил РБК.
По мнению социолога Карины Пипия, женщины чаще мужчин поддерживают сестер, поскольку они чаще сталкиваются с насилием. Хотя тема табуирована, информация распространяется через людей, отметила она.
В июле прошлого года Марию, Ангелину и Крестину Хачатурян задержали по обвинению в убийстве отца Михаила Хачатуряна. Их заключили под арест, позже меру смягчили до запрета некоторых действий. В процессе расследования выяснилось, что отец в течение нескольких лет подвергал дочерей насилию, в том числе сексуальному. СКР подтвердил эти факты.
Насилие в российских семьях
Социологи «Левады» выяснили, как россияне относятся к домашнему насилию. 24% рассказали о физическом насилии в своей семье или семьях из ближайшего окружения. 7% были свидетелями насилия в семьях, в которых они выросли. 5% являются объектами насилия или практикуют его.
По данным опроса, чаще с насилием в семье сталкиваются женщины 31-54 лет (8%) и мужчины старше 55 лет (7%). Авторы исследования подчеркнули, что тема насилия — крайне чувствительна, потому реальные показатели могут быть гораздо выше.
Респондентов также спрашивали о том, что они считают насилием в семье. Чаще всего называли рукоприкладство с тяжелым вредом для здоровья (75%), рукоприкладство без него вроде пощечин и шлепков (58%) и изнасилование (50%). При этом мужчины реже говорили о сексуальном насилии, чем женщины (43% против 56%).
Женщины до 30 лет назвали насилием запирание в доме (60%) и словесные угрозы (53%). Такого же мнения придерживаются в два раза меньше мужчин (38% и 35%). К требованиям показать переписку в соцсетях или мессенджерах одинаково отнеслись респонденты обоих полов в возрасте до 30 лет. Насилием также одинаково часто называли шантаж ребенком участники опроса 31-54 лет.
Люди старшего возраста чаще затруднялись ответить на вопросы о насилии. Специалисты связывают это с табуированностью темы у старшего поколения.
По словам Пипии, женщины имеют более широкие представления о насилии в семье, мужчине же чаще воспринимают разные действия как нормальные. Для российских семей побои — частая практика. Дети наблюдают их в семьях родителей, а затем воспроизводят в своих, пояснила она.
Решение проблемы семейного насилия
По мнению социолога, в России часто решают проблему побоев неформально (через родственников, друзей или договоренности между супругами) из-за отсутствия нормы обязательного регулирования и карательной реакции на насилие. В РФ до сих пор нет закона о домашнем насилии. Кроме того, на бытовом уровне продолжают процветать гендерные стереотипы о том, что жизнь женщины подчинена семье и мужу, а «бьет» по-прежнему «значит любит». Об этом свидетельствуют опросы, подчеркнула Пипия.
В 2017 году президент РФ Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. Совершенные в первый раз побои перевели из уголовных преступлений в административные. За них грозит штраф до 30 тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Повторные побои грозят уголовным преследованием.
В СПЧ разработали законопроект, который вводит понятие «семейное или бытовое насилие» в российское законодательство. Он также предполагает создание системы охраны и помощи, включая работу кризисных центров и убежищ для переживших насилие. Принятия этого документа добиваются многие активистки и общественники.
Михаил Хачатурян «закономерно закончил свою жизнь»
По мнению Тины Канделаки, у неопределившихся и посчитываших убийство чрезмерной реакцией «насилие не вызывает отторжения в силу советского прошлого». Она напомнила, что раньше физическое наказание было нормой, хотя оно только увеличивало количество насилия в обществе.
Канделаки подчеркнула, что Хачатурян — «насильник и садист», который «закономерно закончил свою жизнь». Она отметила, что в семье Хачатурян насилие длилось годами. И теперь отец не сидит в тюрьме за совершенное, а убит дочерьми. Дело сестер свидетельствует о беззащитности в нашем обществе, добавила она.
Журналистка выразила надежду на то, что огласка и открытое обсуждение этой истории помогут понять неприемлемость насилия и стать более внимательными к его проявлениям. В первую очередь речь о соседях, соцработниках, учителях, журналистах и полицейских, отметила она.