Две трети семей в России не могут позволить себе откладывать деньги, свидетельствуют итоги опроса «Левада-центра».
Согласно апрельскому исследованию, 65% семей вообще не имеют сбережений. Этот показатель почти не меняется с 2012 года. В 2008-2011 годах доля сберегателей была ниже, что характерно для кризисного времени, говорится в документах социологов. Их изучил РБК.
Сберегать нечего
Экономисты заявили изданию, что россияне не откладывают деньги из-за низкого уровня доходов. По их мнению, это основная причина отсутствия «финансовых подушек» у граждан РФ.
По данным Росстата, с 2014 по 2017 гг. доходы россиян падали. В 2018 году они показали микроскопический рост в 0,1%. Однако эти цифры рассчитаны по новой методике, к которой многие экономисты и аналитики имеют претензии. Согласно новым данным, с 2013 года реальные доходы сократились на 8,3%, а по старой — почти на 11%. На первый квартал нынешнего года средний доход на душу населения составил почти 29,9 тысяч рублей.
Если после всех трат на ежедневные потребности остаются деньги, то у граждан возникает вопрос по их расходованию. Эти средства уходят либо на отпуск, образование, дорогие товары, либо в кубышку. Однако при низких доходах откладывать нечего, резюмировали экономисты.
В прошлом году граждане сберегли рекордный минимум за 20 лет: только 3,7% от их доходов пошли на сбережения. В 1998 году этот показатель был еще ниже — 2,5% (данные Росстата). Россияне тратят все свои деньги на текущие нужны и обязательные платежи, к которым относятся взносы по кредитам.
Кто и сколько копит
«Финансовые подушки» могут создавать семьи с высокими доходами (35%). Среди самых обеспеченных резервы имеют 53% семей, среди самых бедных — только 23%. Большинство семей с накоплениями проживают в Москве (54%). На селе таковых насчитали только 29%.
Накопления в среднем варьируются от 140 до 219 тысяч рублей. Водораздел — 56,5 тысяч рублей: у половины семей накопления меньше этой суммы, у другой половины больше.
Семьи с доходами до 20 тысяч рублей имеют резерв до 55 тысяч рублей, семьи с высоким доходом — до 484 тысяч.
В «Леваде» отметили, что методика имеет ограничения. Респонденты опирались только на личные представления о сбережениях, то есть могли не учесть самые маленькие накопления. Кроме того, оценка не позволяет охватить самые состоятельные слои. В опросе участвовали 1,6 тысяч человек, проживающих в 50 регионах