Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:57
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Фридман и Авен уходят: что будет с «Альфой»

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В неловком положении оказался знаменитый банк. То, что уходят отцы-основатели, само по себе ожидаемо – они, собственно, уже и не принимают участия в управлении. Но кто приходит на смену и чего он хочет? Спойлер: скорее всего, ничего.

Нечаянная радость

В начале марта 2023 года нежданная известность настигла доселе непубличного Андрея Косогова. Занимающий 76-е место в российском Forbes со скромными 1,2 млрд долларов Косогов вот-вот станет фактически единоличным владельцем крупнейшего частного банка России – «Альфы».

До февраля 2022 года уроженца Эстонской ССР даже не называли в числе акционеров «Альфы»: он формально заседал в совете директоров AlfaCapitalPartners и имел аж 3,7% акций банка. Но потом случилось то, что случилось, и ключевые совладельцы один за другим стали отказываться от своей доли в ещё недавно лакомом активе. Тогда ему продали или, как деликатно выражается Forbes, передали свои доли Герман Хан и Алексей Кузьмичёв. Так к своему 61-летию Косогов внезапно пришёл главным акционером с 41% – хотя ранее о его амбициях играть значимую роль в банке никто не слышал.

Спираль сделала новый круг. Теперь продать или всё же передать свои акции Косогову намерены Михаил Фридман и Пётр Авен, которые, собственно, и ассоциируются с «Альфой» вот уже четвёртый десяток лет. Но сейчас Фридман и Авен отчаянно пытаются выбраться из-под западных санкций и готовы отдать свои 45%. Рыночная стоимость сделки, по оценке Financial Times, 2,34 млрд долларов. То есть вдвое больше, чем якобы есть у Косогова.

Любопытно, что Андрей Николаевич вообще не попал под санкции и, очевидно, после получения им контрольного пакета в «Альфе» рассчитывают на выход кредитной организации из-под ограничений.

Кто тут в адвокаты крайний

Попытки Фридмана и Авена освободиться от санкций превращаются уже в мыльную оперу. В феврале-марте 2022 года они вышли из руководства своих зарубежных фирм LetterOne, Veon, а Фридман заодно покинул совет директоров X5 Retail Group («Пятёрочки», «Перекрёстки», и всё ещё «Карусели», которые планируется «трансформировать» этой весной).

Уже в марте 2022 года проживающий в Лондоне Фридман пожаловался на нехватку денег на походы в рестораны – все банковские карты банкира были заблокированы. На каждую трату миллиардер должен был подавать заявление, и власти Великобритании определяли, является ли такой запрос обоснованным. Bloomberg тогда писал, что Фридману позволяют тратить лишь £2500 в месяц. Михаил Маратович тогда недоумевал: «Я инвестировал миллиарды в Великобританию, а ответом этому стало то, что у меня все конфискуют и меня выгоняют».

А потом к поддержке Фридмана массово подключились граждане России, получившие статус иностранных агентов. Дошло до скандала в благородном семействе: бывший главред самой известной оппозиционной радиостанции опроверг слова руководителя самой известной частной антикоррупционной организации о том, что последний якобы ничего не писал властям Евросоюза в защиту Фридмана и Авена. Издание The Moscow Post не сомневается, что подобные запросы и разоблачения щедро оплачиваются бизнесменами (возможно, эти траты британские власти считают обоснованными и необходимыми?).

Украина нам не поможет

Ситуация, конечно, странная. Украинская «Альфа» ещё в 2017 году опубликовала заявление с запрещённой в России точкой зрения принадлежности Крыма, подчеркнув, что Фридман придерживается той же позиции, и бизнесмен тогда этого не опроверг. У предпринимателей есть активы на Украине, как, кстати, и у старшего брата Андрея Косогова, который, по данным «Википедии», проживает в Киевской области и имеет там бизнес-интересы. В пору сближения экономик двух стран это не казалось удивительным – российские бизнесмены на корню скупали целые отрасли Украины (в Белоруссии, кстати, им такого не позволяли), но теперь ситуация изменилась. И инвестиции в Украину, казавшиеся ранее гарантией политической терпимости со стороны Запада, оказывается, не помогают.

Что будет с «Альфой»?

Умереть ей не дадут. «Альфа» – системно значимый банк, по мнению западных специалистов задействованный в деликатных операциях (именно поэтому на него обрушились исключительно суровые санкции). Во многом благодаря обтекаемой политической позиции кредитная организация очень популярна у креативного бизнеса. Нежданный хозяин бизнеса Андрей Косогов не имеет репутации прокремлёвского, равно как и прозападного – он вообще не имеет репутации в широких кругах.

Но варианты слияний и поглощений с участием «Альфы» теперь, безусловно, будут рассматриваться серьёзнее, чем раньше: ведь банк купит человек, у которого даже нет на это денег. Поэтому не факт, что легенде на букву «А» предоставят в этих слияниях и поглощениях активную позицию.

Реклама