Индийские и китайские друзья с каждым месяцем выбивают у нас всё более крупные скидки на энергоносители.
Друзья по расчёту
Вот, собственно, и пришёл момент истины – стала известна первая серьёзная цена европейских санкций для России. Нет, кому-то, наверно, жалко "Макдаки", кто-то не понимает, каким образом втрое подорожал кошачий корм, производимый в России, кто-то с весёлым интересом наблюдал за скачка́ми цен на технику (я следил за монитором, который с 14 тыс. подорожал до 35 тыс., вернулся на 15 тыс., сейчас стоит 18 тыс.).
Но настоящая плата – это дисконт на главный экспортный продукт России, на сырьевые ресурсы и в первую очередь углеводороды. Санкции против этой отрасли сокращают круг возможных покупателей, и надо быть очень наивным, чтобы думать, что они не воспользуются ситуацией.
Собственно, Китай и до наступления «конца экономики» покупал у нас газ в пять раз дешевле, чем Прибалтика, а сейчас, похоже, наступил момент истины и по нефти. Это было более чем предсказуемо: когда Запад тренировался на нефтяной отрасли Ирана, Китай остался едва ли не единственным покупателем персидской нефти и платил, разумеется, издевательски мало. Вообще, часто создаётся впечатление, что пекинские товарищи активно спонсируют американских и европейских руководителей, чтобы получать ресурсы по символическим ценам.
Вот как это происходит.
Налетай, подешевело
Минфин России опубликовал информацию, согласно которой средняя цена нефти Urals (смесь поволжских сортов) в апреле составила 70,52 доллара за баррель. При этом североморская нефть Brent, от которой отсчитывается цена других сортов, стоила в этом месяце 105 долларов.
Дисконт, таким образом, составил 33%. Urals, конечно, пониже качеством (большое содержание серы требует более глубокой переработки), но не настолько же. Кстати, все восточноевропейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) технологически ещё со времён Совета экономической взаимопомощи («социалистического лагеря») заточены строго под Urals – более чистую нефть туда поставлять бессмысленно. Крупнейшие поставщики Urals – «Татнефть» и входящая в империю «Роснефти» «Башнефть».
Теперь вспомним апрель 2021 года. Brent тогда стоил не в пример дешевле, 65 долларов, а Urals – 62,5 доллара. Дисконт – 3,8%, почти в девять раз меньше! Да что там 2021-й – даже в марте 2022-го, когда высокие договаривающиеся стороны ещё не осознали масштабов проблем, дисконт составлял «всего» 20%.
Нефть из-под полы
«Виновны» в данном случае, кстати, не только китайцы – China National United Oil Corporation была и остаётся главным покупателем российской нефти, но получает она её главным образом по трубопроводам, куда идёт не Urals, а более чистые сибирские сорта, до начала санкций котировавшиеся на биржах дороже Brent. Что, конечно, не мешает танкерами и цистернами закупать подешевевшую Urals. Минимум шесть крупных танкеров подписали контракты о транспортировке нефти российской марки Urals в Китай, Индию и другие азиатские страны. В первом квартале Китай купил рекордные 4 млн тонн этого сорта, а в одном только апреле – уже 2,1 млн. Кстати, Financial Times пишет, что во избежание санкций делается это через тайно оформленные сделки, а значит, реальная цена здесь может быть ещё ниже.
Закупщиком при этом выступает не China Oil, а небольшие частные заводы, работающие на внутреннего потребителя и более-менее равнодушные к возможным санкциям со стороны США.
Что будет дальше
И похоже, это только начало. В рамках шумно анонсированного нового пакета санкций со стороны Евросоюза (написанных, разумеется, в Вашингтоне) планируется в сжатые сроки отказаться от российской нефти вообще. Через полгода Евросоюз перестанет покупать сырую нефть, а на новый год подарит себе запрет на импорт нефтепродуктов. Часть НПЗ в Польше, Словакии, Болгарии при этом разорится, но тем бо́льшую прибыль получат выжившие. А главными бенефициарами, разумеется, станут США и опекаемая ими Саудовская Аравия, которые резко нарастят экспорт своей нефти в Европу.
Разумеется, строго по рыночным ценам. Ничего личного.
А экономики дружественных Китай и Индии получат дешёвое топливо за счёт того, что ни сернистую поволжскую, ни чистую сибирскую нефть России поставлять больше и некуда.
Тоже ничего личного.