Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:11
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Новый вид на ковид: лучшие умы России думают, как переименовать QR-коды

Опубликовано

Присяжные пиарщики российской власти вспомнили классический принцип: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Они выбирают новое имя для QR-кодов вакцинированных граждан – такое, чтобы никого не обидеть.

С запчастей – на людей

Власти России активно готовят федеральный закон о «ковидном документе» – некоем пропуске, удостоверяющем, что его владелец имеет достаточное количество антител, безопасен для окружающих и может проходить туда, куда граждан с неясным иммунным статусом не допускают.

Но официального имени у этого пропуска нет. Сейчас его чаще всего называют QR-кодом, и в России с каждым днем крепнет движение «антикьюарщиков» («антикуарщиков»). Оставить этих людей без жупела – идея и остроумная, и даже по-своему благородная. Вопрос лишь в том, как она будет реализована.

Сам по себе QR – это в подавляющем большинстве случаев всего лишь банальная интернет-ссылка, поданная в максимально удобной для машинного распознавания форме. В нашем случае ссылка ведет на страницу «Госуслуг», где в обезличенной форме (от ваших ФИО остаются только инициалы, цифры паспорта приведены выборочно) сообщается об основаниях для получения этого «пропуска» и сроке его действия. То есть абсолютно никакой проблемы «цифрового концлагеря» в нем нет. Могут быть вопросы к самой идее деления людей на «чистых» и «нечистых» в ситуации, когда эффективность вакцинации до сих пор вызывает определенные сомнения. Но, кажется, наших соотечественников больше тревожат непонятные латинские буквы вкупе с мрачноватым черно-белым дизайном кода. Придуманного, кстати, тридцать лет назад в Японии для маркировки автомобильных деталей.

ЭИСИ спешит на помощь

Да, выражение «QR-код» (от Quick Response – «быстрое реагирование»), согласно закрытым исследованиям, проведенным по заказу более чем компетентных структур, вызывает в обществе стабильно отрицательную коннотацию. Это видно даже по такому срезу общественного мнения, как коллекции свежих анекдотов: ничего доброго о пиксельных квадратах вы там не найдете. В большинстве стран, где действуют аналогичные коды, выражение QR не используется – вместо них употребляют название документа, этот код содержащего. Например, «Пропуск здоровья», «Зеленый пропуск», «Спасение от Ковида» – предполагается, что эти названия помогают гражданам более спокойно относиться к ограничениям. Наши эксперты также активно рассматривают сочетания со словом «паспорт» – но оно у населения прочно ассоциируется с бумажным документом.

Заняться подбором «ковидному документу» нового имени поручили Экспертному институту социальных исследований (ЭИСИ) – запомните это название. Перед нами совсем молодая (с весны 2017-го), но уже матерая окологосударственная НКО, в числе учредителей которой три крупнейших университета Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вездесущий НИУ ВШЭ и еще пара организаций. Финансирование института предположительно возложено на «Русгидро» и «Росатом», но несложно предположить, что НКО вполне способна выйти на самоокупаемость благодаря госзаказам на аналитику – собрав богатый опыт Агентства стратегических инициатив , оскандалившихся РАНХиГС и ВШЭ и почти уже покойного Центра стратегических разработок. Председатель Наблюдательного совета ЭИСИ – не менее как формальный лидер «Единой России» Борис Грызлов. А исполнительный директор – блондинка Анна Федулкина, предположительно ставленница Сергея Кириенко, отвечающего в Администрации президента как раз за внутреннюю политику, за то, чтобы в стране все было спокойно и никакие кьюар-диссиденты не омрачали предновогодний пейзаж.

QR-PR

Наворотить дел, напугать народ, а потом переименоваться и этим как бы стереть память – идея не новая. Напомним, 10 лет назад активно обсуждалось даже возможное переименование партии «Единая Россия», уже тогда вызывавшее почти сплошь негативные коннотации. Под это был создан Общероссийский народный фронт. Но до окончательного переформатирования дело не дошло: вместо ребрендинга власти предпочли сосредоточиться на избирательных технологиях, а Фронт остался в странном качестве «системного тролля» региональных властей, стал чем-то средним между Счётной палатой и Фондом борьбы с коррупцией, недавно объявленным экстремистской организацией.

Качество пиара своих достижений у нашей власти чрезвычайно неровное. Можно вспомнить абсолютно блестящую работу по продвижению принятия Крыма в состав России или чемпионата мира по футболу – и тут же дикие провалы с импортозамещением или вакцинацией, которые стали объектами смеха и страха соответственно. Сейчас мы видим метания вокруг мигрантов – после того, как перегнули палку с убеждением народа в необходимости «дешевой рабочей силы», одно за другим пошли лицемерные заявления о необходимости отказа от южных гостей.

Так мечутся и с «ковидными паспортами», от которых, кажется, все равно уже никуда не деться.

Набрали бы уже профессионалов, что ли.

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама