Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:26
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Сложности приговора: за что сажать покупателей поддельных QR-кодов?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Наказания за новый тип правонарушений и преступлений – раздолье для юристов, умеющих использовать неясные места законодательства.

Начальник управления организации дознания ГУ МВД Москвы Павел Милованов сообщил, что в столице впервые возбуждено уголовное дело по попытке купить поддельный QR-код за 9000 рублей. Кроме того, уже дошли до суда 6 уголовных дел об изготовлении или обороте поддельных сертификатов, ещё 49 обвинительных заключений также вскоре будут направлены в суд.

Против подобных преступлений применяется ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков», что вызывает некоторое недоумение. В самом деле, является ли сертификат о вакцинации, справка об отрицательном тесте и тем более QR-код «официальным документом», как того требует статья?

Пример ОСАГО

Под официальными документами, согласно 77-ФЗ от 29.12.1994 года, понимаются «документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер». Эта формулировка недостаточно исчерпывающа и, например, есть разные толкования квалификации подделки полиса ОСАГО.

Часть юристов полагают, что полис «свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц и в нем нет сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей», а значит, изменения в нём фактически ненаказуемы: ведь от того, что вы подделали дату окончания срока страхования на своём бланке полиса или вписали туда дополнительного водителя, вы не получаете дополнительных выгод: в случае ДТП в «дополнительный срок» или «левым» водителем никаких шансов на возмещение ущерба нет.

«При правоприменении нормы статьи 327 УК РФ возникают сложности, поскольку отсутствует единое понятие «официальный документ», что создает трудности в судебной практике» – заключает эксперт разговор о наказании за самовольные почеркушки в ОСАГО и ссылается на Постановление Президиума Верховного суда Татарстана от 29 октября 2008 года, которое по подобному делу переквалифицировало ст. 327 УК в ст.12.3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения».

Какая статья лучше?

Это важная аналогия, поскольку применение поддельного QR-кода также не предоставляет покупателю подделки каких-либо выгод. Во-первых, подделка кода может (и должна!) быть легко обнаружена первым же сотрудником заведения, в которое пытается войти антипрививочник, а во-вторых, является ли вообще выгодой право посещения общепита? Вопрос спорный – и может быть, здесь была бы уместнее ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Но применять её можно было бы никак не при покупке поддельного кода, а только при попытке пройти с его помощью в какое-либо помещение.

Также неясно, по какой статье преследовать владельцев выявленных МВД «более 800 сайтов с предложениями по реализации поддельных сертификатов и QR-кодов» – по статье 159 УК РФ о мошенничестве провести их сложно, поскольку продавец не обманывает покупателя, не выдаёт поддельные коды за настоящие. В то же время это можно подать как совместный обман государства в составе группы лиц по предварительному сговору (ст. 159.2), но тогда ребром встанет вопрос определения размера ущерба.

Впрочем, владельцам сайтов вряд ли что-то грозит в обозримой перспективе – задача властей посеять страх именно среди потенциальных покупателей фальшивок. Не будет ничего удивительного, если из материалов уголовных дел станет ясно, что попавшиеся антипрививочники воспользовались «сервисами», которые специально создали силовики для лёгкой ловли заблудших сограждан.

По лёгкому пути

Перед нами показательная порка граждан, по каким-то причинам не желающих прививаться, но не желающих и быть ущемлёнными в правах. А ведь ущемлений этих, по всей видимости, будет всё больше, особенно если к концу сентября (заветному времени «после выборов», когда у власти окажутся развязанными руки) спад числа заболеваний не станет совершенно очевидным. Да и тогда спешно организованные линии по производству вакцин так просто остановить не удастся – вложенные фарммагнатами деньги необходимо постоянно «отбивать» за счёт госзаказа.

Забавно, что та же самая власть, охотящаяся сейчас за QR-подделками, долгие годы не обращала ни малейшего внимания на грандиозный рынок настоящих, не поддельных, но выданных по коррупционным схемам талонов техосмотра и диагностических карт. Равнодушно относилась к конвертам, без которых всё труднее получить приличное лечение по ОМС. Поощряла постепенную замену врачей гастарбайтерами, не способными отличить ковид от бронхита (в итоге многие переболевшие коронавирусом – с подтверждёнными анализами! – не могут получить вожделенный код). Не сажала чиновников от медицины, спускавших «нормы» числа заболеваний, из-за чего в декабре врачам приходится ставить «ещё не кончившиеся» диагнозы вместо настоящих.

Ловить недалёких покупателей сертификатов и QR-кодов куда проще и безопаснее.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама