Выставить на биржу 20 лет убытков – неординарный шаг. Но еще более экстравагантным решением будет участие в покупке этого актива, куда более похожего на пассив.
Российский онлайн-ретейлер «Озон» готовится к торжественному моменту – выходу на биржу. IPO на NASDAQ состоится уже 25 ноября, планируется привлечь $750 млн, а оценка компании, по версии ее же менеджмента, составит $4–12 млрд. Такая огромная дельта означает, что в «Озоне» понимают реальную цену, но все же надеются на то, что «запоминается последнее».
Что ж, по другой поговорке, «последней умирает надежда» – давайте посмотрим, что запомнится биржевым инвесторам в маркетплейс, на 23-м году жизни наконец решившийся распахнуть для них свои объятья.
Плавали, знаем
Интерес к «Озону» присутствует – Forbes пишет, что собрано заявок на $825 млн. Доминируют заявки из России – собственно, часть акций купят основные владельцы нынешнего «Озона» Baring Vostok и АФК «Система». Но на что рассчитывают свободные инвесторы?
Опыт громких российских IPO, скажем, так, не радует: на одно удачное размещение приходится десяток провалов. А российские «народные» IPO, ориентированные на мелких розничных покупателей – это вообще слезы. Достаточно вспомнить ВТБ, одна акция которого в момент написания текста торгуется по 3,6 копейки. Напомним, в 2007 году на Лондонской бирже их продали по 13,6 коп. – банк привлек 8 миллиардов долларов, но давшие эти деньги люди никогда больше не увидели своих вложений. Если бы наивные покупатели акций госбанка сохраняли эти «ценные» бумаги до сих пор, они обеднели бы более чем в 10 раз за счет снижения номинальной цены и обесценения рубля.
Скажете, что это совсем другая эпоха? Вот, пожалуйста, свежий пример – «Совкомфлот», серьезная организация. Компания вышла на биржу в начале октября. Оценили ее в 105 руб. за акцию (нижняя граница прогноза). Сейчас, полтора месяца спустя, акции стоят 96,83 рубля – то есть инвесторы уже в очень серьезном минусе.
Золотой век интернета, темные времена «Озона»
Однако прогнозы «Озона» дышат оптимизмом. Он основан на бурном росте интернет-сегмента. 2020 год стал звездным часом онлайн-сервисов: капитализация «Фейсбука», «Альфабета» (в просторечии «Гугла»), «Амазона», «Яндекса», даже далекого от развлечений и покупок «Майкрософта» била рекорды один за другим, и это на фоне всеобщего падения экономики. Спекулянты понесли туда деньги, оставшиеся после выхода из капитала производящих компаний, что еще больше усугубило ситуацию.
Может ли «Озон» оседлать эту волну?
Едва ли. Во-первых, с IPO банально опоздали – рост уже произошел, пузырь надут, схлопывание неизбежно. Оно может произойти и завтра, и через год-два, но произойдет неизбежно, как это было после точно такого же бурного подъема в конце девяностых. Биржевики до сих пор с ужасом вспоминают «крах доткомов» – сколько поклонников новых технологий потеряли тогда все свои состояния!
Во-вторых, «Озон» – это, мягко говоря, не «Яндекс». Подготовленная к IPO официальная русскоязычная презентация содержит очень много букв об успехах онлайн-торговли, о росте продаж, о блестящих перспективах, но в глубине таит интересное признание:
На протяжении всей своей истории Ozon был убыточным. Убытки последних лет компания связывает с большими вложениями в рост и развитие. Учитывая, что конкуренция на рынке накаляется и сейчас важно занять максимальную долю рынка, такая стратегия выглядит оправданной.
И рядом – микрографик, согласно которому за первые 9 месяцев 2019 года компания потеряла 13,03 миллиарда рублей, а за аналогичный период 2020-го – всего 12,86 миллиарда. Несомненный прогресс! Такими темпами «Озон» сумеет выйти в плюс и начать платить дивиденды примерно к 2095 году.
На что рассчитывает «Озон»? Что кто-то всерьез вложится в акции компании, менеджмент которой привык работать в глубокий минус? Игроков «вдолгую» тут не будет – простите, 75-летний горизонт планирования великоват даже для неторопливых китайских стратегов.
Но серьезные инвесторы «Барингу» и «Системе» не нужны. Им нужны деньги. Им очень нужны деньги, и прямо сейчас, ведь отчетность за первые 11 месяцев будет куда хуже, чем за 9. Потому что Ozon был вынужден заплатить «Сберу» миллиард рублей просто за то, что компании больше не будут сотрудничать. И это, похоже, еще не все: «Ретейлер предупредил инвесторов, что подобные ситуации могут повторяться и в будущем». В переводе на пацанский – «отсыпьте нам бабла, а мы отдадим его партнерам, с которыми не смогли договориться по понятиям».
* * *
Чувствуя, что конкуренцию с Aliexpress, «Яндекс Маркетом» и анонсированным маркетплейсом «Сбера» выиграть невозможно, менеджмент «Озона» пытается хотя бы собрать денег – даже не на борьбу, а на мягкое поражение. Нужно ли участвовать в этом своими деньгами – вопрос, на который правильно ответит даже хорошо информированный семиклассник.