Тема проектного обучения активно обсуждается в повестке трансформации высшего образования.
По мнению экспертов высшей школы, далеко не все университеты понимают разницу между проектным обучением и проектной деятельностью. На самом деле, именно проектное обучение отвечает на основной запрос работодателей – запрос на выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и эффективно их решать, управляя командой либо работая в команде. В то же время – не все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а проектная работа студентов зачастую никак не взаимосвязана с основной образовательной программой.
Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка считает: «Наша консалтинговая практика показывает, что даже в топовых российских вузах есть большие проблемы с «проектным компонентом» учебных программ. Проблемы разные, но есть одна общая – в университетах нет достаточного количества эффективных и вдохновляющих наставников студенческих команд. Талантливый преподаватель совсем не обязательно будет столь же талантливым наставником, ведь наставничество – это отдельная практика, этому нужно учиться.
Наша программа повышения квалификации для проектных наставников, тьюторов и координаторов студенческих проектов дает полезные инструменты организации проектного обучения.
Полезен курс также руководителям курсовых работ, ВКР, проектной практики студентов для проектирования образовательного результата проектного обучения. Наши студенты рассматривают дидактику BPL (Projector/Problem Based Learning), изучают способы внедрения наставничества в педагогическую практику. Даже сам курс также устроен, как «проектное обучение». Он поможет начинающим и действующим наставникам оснаститься необходимыми инструментами для этой роли, а при достаточной мотивации – пересмотреть саму модель наставничества в своем университете».
Большинство вузов убеждено, что использует проектное обучение. На самом деле, как считают эксперты, подавляющее большинство либо вовлекают студентов в проектную деятельность (используют проекты в процессе обучения), либо пытаются обучить студентов управлению проектами. А это не одно и то же.
Продюсер по развитию бизнеса РФ/СНГ, EMEA, ASIA, бренд-директор, лидер образовательных проектов для предпринимателей SPLAT Анастасия Нидзий подчеркивает значение проектного обучения в становлении специалиста: «Считаю, что роль всего процесса образования, начиная с детского сада, – это возможность найти свое место в жизни, призвание и реализовать себя. Поэтому столь важно проектное обучение в университете. Чем больше оно будет наполнено реальными кейсами с поддержкой наставников и приближено к рабочим ситуациям, с которыми ребята столкнуться, придя «завтра» на работу, тем бесшовнее будет переход из ученика в сотрудника. Проектная деятельность, работа в команде, самостоятельность, умение выражать свое мнение – это одни из ключевых навыков уже не будущего, а настоящего».
Первый заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил: «Проектное обучение в университете – один из вариантов внедрения реальной жизни в студенческое обучение. Мы сам знаем, как порой жизнь отличается от книжных формулировок, и главное, что хотели бы видеть работодатели в выпускниках – умение самостоятельно ставить задачи и решать их творчески и ответственно, уметь работать в команде. И это совсем другой эффект, чем от практики, когда ты просто учишься как птенец от большой птицы – не слишком-то самостоятельно. В проектном обучении студент сам проходит все этапы от формулировки идеи, постановки задачи и ее решения. И в этом процессе важно студента поддержать и помочь отфиксировать, что идет не так. Для этого, несомненно, наставнику нужны особенные навыки, которым нужно учиться».
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов подчеркивает: «Проектное обучение в мире хорошо известно. Ещё в середине прошлого века в Билефельдском университете студентов стали учить проектным способом. Ставили задания, которые могут показаться фантастическими – например, как решить проблему распространения пустыни Сахара. И студенты, – решая эту многофакторную проблему, обращались к различным источникам и экспертам, строили модели и развивали, в том числе, навыки командной работы. Это также формировало креативное и критическое мышление. Модель проектного обучения широко применялась в MТИ, многие удачные проекты, защищённые студенческими командами, уходили в практическое применение. Идея проектного обучения – шаг вперёд по сравнению с традиционным лекционно-семинарским обучением и доминирующей практикой. Именно проектное обучение позволит нашим студентам жить в быстро меняющемся мире. Каждые 2-3 года, как нам известно, появляется некий белый лебедь, который перестраивает мир, надо быть к этому готовыми. Но проектное обучение требует многого и от преподавателей – нам самим надо научиться проектному обучению и лишь затем учить студентов».