В Госдуме обратили внимание на проблему заочной формы обучения ветеринаров в России.
Зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила запрет такого обучения, поскольку оно не предполагает обширной практики. Письма с изложенной инициативой она направила главам Минобрнауки Валерию Фалькову и Минсельхоза Дмитрию Патрушеву.
Лантратова обратила внимание на недавно прошедший в Москве международный конгресс под эгидой Ассоциации практикующих ветеринарных врачей. На мероприятии было заявлено, что Россия – единственная страна, где до сих пор сохраняется заочное образование в столь требующей практики профессии. Вузы выпускают специалистов, которые в лучшем случае один месяц в год отрабатывали тонкости лечения животных, оперирования. Потом они устраиваются на работу, и от теории к практике по-настоящему переходят уже непосредственно в процессе выполнения трудовых обязанностей.
Во время учебы научиться делать сложные операции в заочном формате попросту невозможно, подчеркнула Лантратова, передает «Парламентская газета».
С этой позицией согласился декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета профессор Алексей Ермаков. Он напомнил, что заочно преподавать ветеринарию начали во времена ВОВ, когда нужно было готовить специалистов для сельского хозяйства без отрыва их от производства. Сейчас необходимости в таком подходе нет. Кроме того, подготовка ветеринара заочно – это все равно что обучить скульптора теории, а потом рассчитывать, будто он создаст шедевр в первый рабочий день.
По мнению Яны Лантратовой, отказ от заочного обучения не приведет к дефициту специалистов. Дело в том, что тут важно качество образования, а не количество специалистов-теоретиков, которых потом никто не берет на работу в виду отсутствия достаточного опыта.
В крайнем случае, специалистов будут привлекать из-за рубежа. С нехваткой кадров планируется бороться и другим способом: с сентября в России будет введена интернатура для ветврачей. В качестве эксперимента систему опробуют в двух вузах.
Профессор Ермаков на этот счет пояснил, что интернатура позволит готовить специалистов высшей квалификации с глубокими познаниями в конкретной сфере. Поступить в интернатуру смогут специалисты с дипломами после предварительной сдачи тестов. Список профессий для освоения в интернатуре позже утвердит Минобрнауки. Сейчас есть предварительный перечень, в который входят: терапевт, хирург, анестезиолог, радиолог, онколог и другие. Позже в перечень могут включить специалистов по отдельным животным, включая крупный рогатый скот, свиней, птиц, полагает Алексей Ермаков.
Зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров в комментарии к поднятой проблеме заметил, что ветвузы выпускают достаточно много специалистов, только они идут в основном в частные клиники лечить домашних животных. Между тем, в стране не хватает ветеринаров, которые способны лечить коров, свиней и кур в сельской местности. «А нам нужно, чтобы они ехали и в сельскую местность, и на отдаленные территории, чтобы обеспечить ветеринарной помощью все категории сельхозпроизводителей», — сказал Майоров, призвав создавать для высококлассных специалистов комфортные условия труда.