Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:48
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Дефицит бюджета в России оказался «бумажным вымыслом»

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Разговоры о дефиците российского бюджета могут оказаться специально разгоняемым мифом. В крайнем случае – это «технический» дефицит.

Такие подозрения стали появляться экспертов после публикации статистических данных Центробанка в начале 2023 года. Также сомнения посеяло известие о том, что на неделе в Резервный фонд правительства было передано 154,5 млрд рублей неиспользованных остатков федерального бюджета за 2022 год. На данное событие обратил внимание экономист Никита Кричевский. Он констатировал, что до сих пор так и не удалось выяснить, какие статьи бюджета прошлого года недофинансированы.

Финансовый аналитик Виктор Тунев более подробно разобрал ситуацию с финансами. Центробанк, как выяснилось, задним числом скорректировал несколько цифр на 1 января в обзоре кредитных организаций. В частности, были на 0,6 трлн рублей снижены Чистые Иностранные Активы, с 9,2 до 8,6 трлн. Это может быть убытком одного из банков с ожидаемой допэмиссией.

ЧИА можно использовать для расчета ОВП (открытая валютная позиция) банков. В декабре она снизилась c $73 до $55 млрд. В январе наблюдается рост – как минимум на $5 млрд, до $60 млрд.

Центробанк в обзоре банковского сектора в феврале 2023 года подтвердил, что у кредитных организаций в январе выросла валютная ликвидность (до $64 млрд). Валютные депозиты в M2X подросли в 12 раз меньше. «Где остальное - неужели государство?», - задался вопросом Тунев.

Эксперт добавил, что в этом свете бюджетное правило с $2 млрд продаж валюты в месяц – это «капля в море скрытых операций госбюджета и банков».

Федеральное казначейство тем временем фиксирует в январе-феврале приток финансовых активов от госучреждений на 1,4 трлн рублей. Тут дело может быть в «шлейфе» конвертации валюты из ФНБ.

«Дефицит бюджета есть на бумаге, но по факту деньги перешли с одних счетов в ФК на другие - госучреждений и госкомпаний. Новация 2023 - приток по Единому налоговому платежу (ЕНП) +9,2 трлн к 26 февраля», - продолжил наблюдения Виктор Тунев.

Он также напомнил о недавнем заявлении министра финансов Антона Силуанова о том, что в бюджет за первые два месяца 2023 года поступило 5 трлн рублей. Это больше, чем в аналогичный период 2022 года.

На этот счет дал пояснения обозреватель, политолог Константин Двинский. Он назвал данные Силуанова обескураживающими в позитивном смысле. Причин не верить чиновнику нет, но все же есть подозрения, что имелся в виду не федеральный бюджет, а консолидированный. «Что касается федерального бюджета, то цифры здесь отнюдь не такие приятные, хотя и не катастрофичные.

Доходы в январе-феврале составили 3,163 трлн рублей. Это на четверть ниже, чем годом ранее. В основном просадка получилась с доходами от нефтегазового сектора. «Однако по февралю доходы составили 1,8 трлн, что на 450 млрд рублей выше, чем в январе. Это, безусловно, позитив», - заметил Двинский.

Виктор Тунев в продолжение своих размышлений о дефиците бюджета указал, что покупка банками ОФЗ является аналогом количественного смягчения (QE) в виде покупки госдолга Центробанком.

В формировании банковской ликвидности участвует Федеральное казначейство, которое «пытается по максимуму разместить свободные остатки бюджета и госучреждений в банках».

Но если ФК потратит все свои остатки средств на покрытие дефицита бюджета, банковская ликвидность не изменится. QE в 2022 году вышло на 2 трлн рублей чистого размещения ОФЗ, плюс около 4 трлн конвертации иностранной валюты в ФНБ.

К 1 марта, когда бизнес заплатил налоги по новой системе – единый налоговый платеж, - накопленный объем скрытых операций QE был почти нивелирован – с минус 3,2 трлн рублей до минус 0,8 трлн. Средства ФК в банках выросли до 6,1 трлн рублей, «а значит денежного дефицита бюджета даже не случилось», подытожил Виктор Тунев.

Медленные и быстрые углеводы: в чем между ними разница и сколько их содержится в продуктах
Реклама