Крупнейшие маркетплейсы в России подключились к параллельному импорту.
«Яндекс Маркет» и Ozon пытаются наладить онлайн-продажи товаров известных брендов, ушедших из РФ в связи с санкциями. Компании решили заняться этим самостоятельно, пишет «Коммерсант».
О масштабах деятельности «Яндекс Маркета» журналисты судят по объявлениям о вакансиях, размещенным маркетплейсом. По требованиям в объявлениям можно предположить, что компания явно ищет новые каналы поставок бытовой техники, электроинструментов и других товаров.
Что-то из ушедших товаров уже появилось на складах «Яндекс Маркета». Это посудомоечные машины, варочные панели, духовые шкафы, видеокарты.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков рассказал, что на маркетплейсе вскоре появятся товары люксовых брендов холдингов LVMH (бренды духов) и Kering (в основном одежда).
«Из-за строгих правил люксовых брендов многие коллекции в России в принципе не продавались, другие товары не были представлены на крупных онлайн-платформах. Однако легализованная весной процедура параллельного импорта позволяет избежать подобных ограничений со стороны брендов…», — сообщил Беляков.
Симуляция разрешения параллельного импорта
Экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в комментарии к известию о новом начинании маркетплейсов заметил, что поставляемые по параллельному импорту товары наверняка будут стоить на 5–50%. Да и ассортимент их вряд ли останется на дофевральском уровне. Здесь как раз и кроется основная ошибка.
«Заявив на словах о, якобы, разрешении параллельного импорта, многие крупные чиновники, а также те, кто гордо именуют себя экспертами - называют параллельный, то есть независимый импорт - "серым", а это не про него, там всё прозрачно», - написал Лысаков в Telegram и добавил, что «челночество» к параллельному импорту тоже не относится.
Если параллельный импорт, как законодательно утвержденный международный принцип исчерпания прав на товарный знак, дейтсвительно разрешен, цены на оригинальные товары не могут быть выше, чем у ушедших официальных компаний.
«Более того - они всегда ниже, поскольку сам параллельный импорт, как явление, появляется только там и тогда, когда на рынке конкретного товара складывается дискриминация по ценам, ассортименту, а иногда и качеству», - пояснил эксперт.
В пользу наличия разрешения параллельного импорта говорил бы факт отмены сертификации того, что ранее было сертифицировано. Сертификация стоит денег, и таможня вряд ли пропустит оригинальный товар без соответствующего сертификата. Этим вопросом вплотную должны заниматься Росстандарт и Минпромторг.
«Но, и это ещё не всё. И сегодня никто не отменял ТРОИС. Это таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Такая информационная система ФТС. Правообладатели товарного знака внесли в неё свои товарные знаки, после чего контрафакт, который и является "серым импортом", должен гарантированно останавливаться таможней», - продолжил Лысаков.
Он пояснил, что как раз контрафакт этот барьер легко преодолевает с помощью «специфических отношений», а параллельный импорт оригинальных товаров наверняка будет жестко пресекаться.
«Повторю - ТРОИС, как и сертификацию, никто не отменял. И это - не про параллельный импорт. Это насмешка и издевательство над ним», - подытожил Вячеслав Лысаков.