На российском первичном рынке автомобилей почти не осталось предложений, не обремененных различными навесами и допоборудованием, которые значительно увеличивают итоговую цену.
Покупка стокового авто без «допов» сейчас считается большой удачей. В октябре 2021 года «Российская Газета» сообщила, что в Интернете стали продаваться места в очереди на новые машины без допоборудования. В основном такие объявления встречаются на сайтах объявлений и тематических форумах.
Например, за возможность купить «чистые» Kia Rio или Volkswagen Polo «без очереди» просят от 20 до 30 тысяч рублей. На более дорогие авто, как Toyota RAV4 или Volkswagen Tiguan расценки уже совсем другие: 50-100 тысяч рублей.
Тем не менее, спрос на места в очередях не падает даже с такими ценами, поскольку они в 3-4 раза меньше дилерских накруток.
В Госдуме решили разобраться
Депутат Госдумы Иван Сухарев направил в Минпромторг, ФАС и Роспотребнадзор письма с предложением проверить авторынок на предмет навязывания допоборудования. Об этом 10 ноября пишет RT.
Парламентарий сообщил, что депутатам ГД в последнее время стали поступать многочисленные жалобы граждан на принуждение дилерами покупать допоборудование и услуги при покупке авто.
Сухарев напомнил о существовании ФЗ «О защите прав потребителей», в котором запрещается обусловливать приобретение одних товаров приобретением других. Он подчеркнул, что надзорным органам нужно провести проверку, нет ли среди дилеров сговора с целью влияния на уровень цен.
Что делать покупателям и есть ли смысл ждать лучших времен
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» приводит несколько комментариев экспертов, которые поделились прогнозами о будущем авторынка. Гендиректор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский предположил, что в настоящее время в России 99% продаваемых автомобилей идут с дополнительными опциями. поскольку «допы» установлены, возможности отказаться от них нет. Для сравнения, ранее с допоборудованием продавалось порядка 20-30%.
Причины накруток наверняка кроются в желании дилеров компенсировать убытки из-за недопродажи автомобилей в период жестких пандемийных ограничений. К тому же возник дефицит новых авто. В результате, одни просто продают машины по завышенным ценам, другие доустанавливают оборудование и продают в кредит, либо со страховкой.
По мнению директора по маркетингу компании «Икс 2» Сергея Новосельского, приобрести автомобиль по рекомендованной заводом цене без дилерских «накруток» сейчас «просто невозможно».
Директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль настроен более оптимистично, он посоветовал покупателям заранее изучать предложения дилеров, выбирать проверенных игроков с хорошей репутацией. С таким подходом есть шанс найти машину без «допов».
Операционный директор АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев призвал россиян не затягивать с покупкой машины в поисках выгодных вариантов. Дело в том, что авто могут в любой момент еще вырасти в цене. Кризис с поставками полупроводников и микрочипов продолжается. Проблемы в логистике тоже нельзя списывать со счетов. Из-за них возможны изменения в сроках поставок заказанных клиентами автомобилей. Эти сроки сейчас не регламентированы. Поэтому, за время ожидания заказанного авто, его цена может измениться.
Андрей Ольховский рекомендовал решившим купить авто забыть на ближайший год такое слово как «скидки». Если автомобиль действительно нужен, лучше его купить сейчас. Дефицит полупроводников и микросхем продлится минимум до конца 2022 года. Если ограничения из-за пандемии начнут смягчать, предложение и цены сбалансируются. «А если нет, то мы будем наблюдать дефицит автомобилей гораздо дольше», – заключил эксперт.