США, Великобритания и Австралия создали тройственный военно-политический союз AUKUS, который со временем может обернуться большими проблемами для Китая.
В рамках союза США и Британия передадут Австралии технологии создания ядерных подводных лодок. В свете такой перспективы Канберра оперативно расторгла контракт с Францией на поставку обычных подлодок на сумму около $50 млрд.
Для Франции это стало неприятной неожиданностью. Глава МИД страны Жан-Ив Ле Дриан назвал решение Австралии «ударом в спину» и разрушением доверительных отношений между двумя странами.
Для всего ЕС появление нового союза тоже стало сюрпризом. Официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано в четверг заявил, что власти ЕС пытаются получить подробности о союзе AUKUS.
Британский премьер-министр Борис Джонсон, комментируя слухи о целях нового партнерства, заверил, что его члены всего лишь будут защищать «права человека, свободы судоходства и торговли во всем мире». AUKUS не направлен против каких-либо стран, сказал Джонсон.
В Китае к подобным утверждениям отнеслись с явным скепсисом. Представитель посольства КНР в Вашингтоне Лю Пенью по поводу известия об AUKUS заявил, что в настоящее время не следует строить военные блоки против других стран в духе парадигм времен Холодной войны.
Австралию выдернули из «гравитационного поля» Китая
Военный эксперт, китаист Василий Кашин в интервью газете «Взгляд» отметил, что Австралия оказалась верным партнером Вашингтона и Лондона в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на попытки Китая втянуть континент в зону своих интересов. Австралия тоже является для Британии и США очень значимым партнером, у которого недостаток современных вооружений в отличие от Южной Кореи и Японии. В Канберре тоже не раз указывали на слабость своего оборонного потенциала и говорили о необходимости исправить этот недостаток.
Что касается отношений Китая и Австралии, то с 2020 года они в глубоком кризисе. Дело в том, что Канберра поддержала призывы США расследовать происхождение коронавируса, чем подала недружественный сигнал Китаю. Видимо, в ответ Пекин ввел против Канберры неформальные экономические санкции, «ограничив разные виды австралийского экспорта».
Между тем, Австралия остается для Китая важным торговым партнером, и в свете формирования союза AUKUS судьба партнерства становится туманной. Пока всё выглядит так, что Австралия готова терпеть экономические издержки в угоду политическим интересам союзников.
Василий Кашин спрогнозировал, что в ближайшем времени будет усиление санкционного давления Китая на Австралию. России, кстати, это сулит новые возможности, поскольку Австралия – её экономический конкурент на китайском рынке. Австралия экспортирует в Китай энергоносители, горнорудную, лесную, продовольственную продукцию.
«Когда китайцы ограничивают свою торговлю с австралийцами, для нас открывается дополнительное окно возможностей для наращивания своего экспорта», - обозначил шансы России лучше укрепиться на китайском рынке Кашин.
В заключение он выразил уверенность, что о AUKUS пока не просматриваются перспективы превратиться в прообраз азиатского НАТО. Страны-участницы для начала займутся повышением эффективности уже существующего сотрудничества. В любом случае, новый альянс далек от России, и Москве беспокоиться не о чем. А для Китая наметилась проблема «усиления Австралии и увеличения военных мероприятий в регионе».
«Военный намордник» для Австралии
Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец в интервью ФАН тоже заявил о том, что для Пекина военно-стратегический союз AUKUS «имеет негативную перспективу».
США, очевидно, втягивают Австралию в орбиту своих антикитайских интересов. Теперь континент стал в «одной упряжке» с Штатами и Британией. Если у Австралии появятся атомные субмарины, это существенно изменит военно-политическую обстановку на сотни километров вокруг континента. Китай же получит хорошо вооруженного противника, выстраивающего внешнюю политику в согласовании с Вашингтоном.
В заключение Баранец посетовал, что Австралия раньше всегда была миролюбивой страной, а теперь взяла курс на милитаризацию, чтобы оказаться в «американском военном наморднике и раздражать Китай».