В России зафиксирован резкий рост количества фишинговых сайтов, копирующих сайты театров.
Тенденцию обнаружили специалисты BI.ZONE («дочка» «Сбера»). Прошлым летом в Сети нашли 32 ссылки на подобные ресурсы, а к концу лета 2021 года их число выросло в 10 раз, до 351. Еще 319 ссылок на мошеннические сайты были обнаружены в поисковиках, передает РБК содержание отчета по итогам исследования.
Фейковые сайты выглядят почти неотличимо от оригинальных. На них так же размещается информация о спектаклях, афиши, уведомления о возможности купить билеты онлайн.
Чаще других злоумышленники подделывают сайты Театра сатиры, «Ленкома», Малого театра, Театра им. Ленсовета, Товстоногова, детского театра «Аквариум».
Для большинства фишинговых сайтов злоумышленники выбрали за основу сайт Государственного академического театра Санкт-Петербурга «Приют комедианта».
В пресс-службе Московского театра комедии рассказали, что обманутые мошенниками граждане, которые оплатили, но так и не получили билеты, в основном звонят с жалобами из регионов. Замруководителя департамента CERT-GIB Group-IB Ярослав Каргалев объяснил распространение фишинговых сайтов тем, что в последнее время мошенники стали чаще использовать схему, связанную с сайтами знакомств. Там создаются фейковые женские профили. После первого знакомства мошенник предлагает жертве поход в кино или театр, отправляет ссылку на поддельный сайт. Жертва производит оплату, теряет деньги, билетов так и не получает, на чем попытка знакомства заканчивается.
Старший аналитик Positive Technologies Ольга Зиненко отметила, что в последние годы фишинг становится все более распространенным явлением, которое затрагивает новые сферы, в том числе культуру. Ритейл с этой проблемой сталкивается давно.
Театры не могут оперативно реагировать на «клонов» в сети
Представитель Театра сатиры в беседе с РБК пожаловался на отсутствие технической возможности оперативно блокировать вредоносные ресурсы. Театр каждый месяц отправляет хостинг-провайдерам информацию о новых сайтах-клонах. Однако владельцы этих сайтов моментально вносят поправки в страницу, сообщая, будто бы всего лишь предоставляют пользователям информацию. В таких случаях провайдеры их не трогают. Театры же несут репутационные потери и сталкиваются с недовольными клиентами, купившими несуществующие билеты у мошенников.
Мошенники используют лучшие чувства людей
Телеведущая Тина Канделаки по поводу известия о поддельных сайтах театров отметила: «Дело в том, что романтиков в нашей стране много, а любителей театров не меньше. Ну что может быть прекраснее, чем провести первое свидание с незнакомкой из Тиндера, посмотрев отличный спектакль? Вот таких романтиков и выискивают в сервисах для знакомств мошенники, разместив в профиле сногсшибательные фотографии».
В итоге, театральный роман заканчивается, так и не успев начаться, и молодые люди теряют внушительные суммы.
«Потерянные деньги пережить можно, а вот пережить разбитое сердце или собственную глупость куда сложнее», - подытожила Канделаки.