Члены Совета Федерации предложили внести поправки в Трудовой кодекс, которые бы сделали работу преподавателей вузов более предсказуемой.
Существующее законодательство позволяет заключать договоры на срок до 1 года или семестровые договоры. Многие учебные заведения пользуются такой возможностью и фактически держат своих сотрудников в подвешенном состоянии. Согласно данным мониторинга Минобрнауки на конец 2019 года, доля краткосрочных договоров от общего количества составляет 20%.
Годовые контракты крайне невыгодны преподавателям не только в психологическом отношении, но и в материальном. Они значительно сужают возможности участия преподавателя в грантовых программах.
Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова в интервью «Парламентской газете» напомнила, что осенью 2019 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко дала поручение разобраться, как заключаются контракты в вузах. Ситуацию оценили и стали подробно обсуждать. Плодом таких обсуждений стало предложение установить минимальную планку по срокам контрактов в 3 года.
«Мы считаем, что в большинстве случаев минимальный срок, на который заключается эффективный контракт между педагогом и вузом, должен составлять три года», - заявила Рукавишникова.
Ее поддержал замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, который, будучи преподавателем с многолетним стажем, констатировал, что краткосрочные контракты ставят преподавателей в крайне зависимое от начальства положение. «И это неправильно — преподаватель не должен прислуживать, он должен служить», - подытожил Смолин.
Важным дополнением к инициативе сенаторов уже стал приказ Минтруда РФ об отмене профстандарта для работников высших учебных заведений, вступивший в силу 12 июня 2020 года.
Стандарт ограничивал работу педагогов без ученой степени. Из-за этого ассистенты и преподаватели часто лишались возможности вести дисциплины по программам специалитета и магистратуры. На доцентов без степени правила не распространялись. Ситуация серьезно подкашивала мотивацию молодых преподавателей, что в итоге негативно сказывалось на развитии вузовской системы образования.
Еще одним требованием профстандарта была обязанность работников помимо документа об окончании вуза иметь диплом о дополнительном образовании по своему предмету. Большинство преподавателей это требование воспринимали как абсурдное.
Комментируя отмену профстандарта, Ирина Рукавишникова заявила, что одним этим решением у педагогов «выросли крылья». Будет совсем хорошо, если и контрактную систему успеют изменить до начала нового учебного года.