24 апреля ‘24, Среда

Ученые открыли биомаркеры, способные выявить склонность к раку простаты

Медики научились определять риск развития рака простаты. Новый тест, предложенный биологами, эффективнее ныне существующего.

Генетические изменения, которые провоцируют развитие рака простаты, могут использоваться в качестве биомаркеров, помогающих обнаружить вероятность заболевания еще до его возникновения. Это выяснила международная группа ученых из клиники Мейо, сообщает портал Medical Xpress. Кроме того, эти биомаркеры могут предсказать рецидив рака и то, распространятся ли метастазы на другие органы.

Биомаркеры – специфические вещества, при помощи которых возможно отследить те или иные изменения в биологической системе (в данном случае – человеческом организме).

Исследователи проанализировали изменения в статусе ДНК почти 14,5 тыс. генов, взятых от 238 больных раком простаты. Среди них были люди, у которых опухоль удалось полностью излечить, у кого произошел рецидив и те, у кого рак дал метастазы. Метилирование – патогенная модификация одной из молекул ДНК – было практически идентично у всех пациентов. Далее в результате анализов обнаружились биомаркеры, способные определить риск повторного развития болезни.

«Это открытие поможет врачам определять людей, находящихся в группе риска. Кроме того, больные с вялотекущими опухолями смогут избежать ненужных медицинских манипуляций, а те, у кого опухоль может породить метастазы и поразить другие органы, смогут получать лечение раньше и более эффективное», - отметил ведущий автор исследования, молекулярный биолог, доктор философии клиники Мейо Кришна Донкена.

По его словам, такой подход более надежен и точен, чем широко используемый сейчас антиген-тест PSA. Этот тест диагностирует любую патологию простаты – не только рак, но и воспаление или инфекцию, тогда как анализ генетических изменений направлен именно на выявление онкологического заболевания.

Ученые надеются в будущем разработать препараты, которые смогут изменить модифицированные молекулы ДНК для предотвращения рака простаты. Подобные лекарства для воздействия на некоторые формы лейкемии уже существуют.

Рак простаты, или предстательной железы - злокачественное новообразование, которое является причиной почти 10% смертей от онкологических заболеваний у мужчин и одной из главных причин смерти у пожилых мужчин.

Йод попал под ограничения в России из-за технической ошибки