28 марта ‘24, Четверг

Открыта планета, по небосклону которой ходят три солнца

Астрономы открыли методом прямого наблюдения планету, входящую в состав системы из трех звезд. Если бы на ней могли обитать разумные существа, то они увидели бы тройные закаты и восходы.

Об открытии сообщается в статье американских специалистов из Университета Аризоны, опубликованной в журнале Science.

В подавляющем большинстве случаев о существовании экзопланет (планет, находящихся за пределами Солнечной системы) астрономам приходится догадываться по косвенным признакам. Чаще всего ученые используют так называемый транзитный метод. Этот метод позволяет засечь экзопланету по периодическим перепадам в светимости звезды, вокруг которой она вращается.

Впрямую наблюдать за экзопланетами астрономам удается в исключительных случаях. Один из них представился авторам статьи. Они задействовали новейший инструмент SPHERE, установленный на «Очень Большом Телескопе» в Чили. Благодаря высокой чувствительности к инфракрасному излучению он помогает находить молодые планеты по испускаемому ими теплу.

С помощью этого инструмента ученые обнаружили планету HD 131399Ab, расположенную на расстоянии 340 световых лет от Земли. Планета относится к классу газовых гигантов, ее возраст составляет всего 16 млн лет, температура поверхности - 580 градусов Цельсия, а по размерам она превышает Юпитер в 4 раза. HD 131399Ab является одной из самых маленьких и холодных экзопланет, открытых методом прямого наблюдения.

Самое интересное, что HD 131399Ab входит в систему из трех звезд. Планета вращается вокруг центральной звезды, вокруг которой крутится также пара из двух других звезд - они, в свою очередь, вращаются друг вокруг друга. В результате, по словам астрономов, в небе планеты можно наблюдать уникальные оптические явления.

Полный оборот вокруг центральной звезды HD 131399Ab делает за 550 земных лет. Большую часть этого времени все три солнца (одно побольше и два других поменьше) заходят и восходят за горизонт в одно и то же время. Если бы на поверхности планеты располагался наблюдатель, он мог бы полюбоваться тройными восходами и закатами.

На определенном участке орбиты планеты все три солнца начинают заходить и восходить над ней в разное время, причем восход одной совпадает с закатом другой. Поэтому примерно четверть всего планетарного года (около 140 земных лет) на HD 131399Ab стоит постоянный день.

Впрочем, ученые признают, что это - лишь один из возможных сценариев устройства тройной звездной системы. Его справедливость необходимо подтвердить дальнейшими наблюдениями.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»