28 марта ‘24, Четверг

Японский телескоп перед взрывом сделал научное открытие

Астрономы опубликовали данные, собранные японским космическим телескопом «Hitomi» за несколько дней до его катастрофы. Аппарат успел изучить галактический кластер Персей, один из самых массивных объектов во Вселенной.

Об этом говорится в статье ученых из международной коллаборации Hitomi, которая была опубликована в журнале Nature.

Рентгеновский телескоп «Hitomi» был запущен Японией 17 февраля этого года, однако уже 26 марта связь с ним была потеряна, а вскоре аппарат распался на куски из-за проблем с балансировкой. Тем не менее, с 25 февраля по 4 марта, пока инженеры еще выполняли калибровку приборов, телескоп успел понаблюдать за галактическим кластером Персей.

Персей удален от нас на расстояние в 250 млн световых лет. Он представляет собой гигантское скопление галактик и межгалактического газа. Несмотря на то, что масса газа значительно превышает совокупную массу всех звезд в кластере, о его свойствах было практически ничего неизвестно. «Hitomi» удалось собрать данные о распределении газа на основании его рентгеновского излучения.

Рентгеновские лучи газ испускает из-за колоссальной температуры в 50 млн градусов Цельсия, до которой он нагревается под действием сжатия благодаря соседству со сверхмассивными объектами. Ученые вычислили, что нагретый газ разлетается из центрального ядра кластера о средней скоростью 150 км в секунду. Также было измерено его давление в межгалактическом пространстве.

Поскольку телескоп не был до конца откалиброван, измерения могут быть не совсем точны. Тем не менее, как отмечают исследователи, они являются единственным научным наследием, оставшимся от этого неудачного проекта.

Песков объяснил, почему Путин не приезжал к месту теракта в «Крокусе»