29 марта ‘24, Пятница

Местоположение новорожденных планет выдали газы

Распределение газа рядом со звездой HL Tau из созвездия Тельца помогло ученым подтвердить существование новорожденных планет, вращающихся вокруг нее.

Об этом говорится в статье тайванских ученых из Института астрономии и астрофизики, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Еще в 2014 году астрономы обнаружили во внешнем регионе протопланетного диска звезды HL Tau след от зарождающегося газового гиганта, аналогичного Юпитеру. А совсем недавно признаки формирования новой планеты были замечены и во внутренней области диска, где, согласно теории, должны возникать каменистые планеты, похожие на Землю.

Однако у ученых оставались сомнения – вдруг подобные полосы в протопланетном диске не связаны с образованием планет, а являются просто результатом неравномерного распределения частичек пыли из-за того, что они имеют разный размер.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы работы решили выяснить, как в окрестностях звезды ведет себя газ. Если исчерченность протопланетного диска объясняется особенностями самой пыли, то она не найдет отражения в распределении газа.

С помощью чилийского радиотелескопа ALMA ученые проследили за облаком газа HCO+ вокруг звезды. Выяснилось, что в нем имеется два кольца с пониженным содержанием газа – их радиус составляет 28 и 69 астрономических единиц (одна а.е. равна расстоянию от Земли до Солнца).

Эти кольца точно соответствуют зазорам в протопланетном диске, состоящем из пыли. Следовательно, их существование действительно связано с зарождающимися планетами, которые расталкивают окружающее вещество. Масса ближайшей ко звезде планеты эквивалентна 0,8 массы Юпитера, другая же превосходит Юпитер по массе в 2,1 раза.

Впрочем, как признают ученые, в случае внешнего кольца в протопланетном диске дискуссия еще не закрыта – остается небольшая возможность того, что эта структура появилась без участия планеты из-за взаимодействия газа и пыли.

Возраст звезды HL Tau составляет всего один миллион лет, она удалена от нас на 450 световых лет. Зарождение планет вокруг нее привлекает особое внимание, так как ранее считалось, что рядом со столь молодыми звездами этого происходить не может.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»