Иран накопил достаточно обогащенного урана для производства одной ядерной бомбы, выяснило МАГАТЭ. Однако произвести бомбу исламская республика не может за отсутствием необходимого оборудования.
Иран накопил достаточно обогащенного урана для производства одной ядерной бомбы, пишет газета The Financial Times со ссылкой на доклад МАГАТЭ. За первыми призывами администрации Обамы к Ирану свернуть ядерную программу последовали данные, что запасы урана исламской республики на самом деле много больше, чем принято считать.
В частности, Иран накопил более тонны слабообогащенного гексафторида урана на горно-обогатительном комбинате близ Натанза, являющемся ключевым звеном ядерной программы. Из этой тонны можно получить около 20 кг ядерного топлива -- достаточно для создания бомбы.
Когда в середине ноября прошлого года МАГАТЭ проводило ежегодную ревизию Натанза, комиссия зарегистрировала 839 кг гексафторида урана. При этом ранее предполагалось найти на 200 кг меньше, следует из доклада организации. Таким образом, получается, что к концу января Тегеран произвел дополнительно 171 кг этого сырья.
Между тем в конце января западные СМИ сообщали о том, что у Ирана заканчивается уран. По информации источников в западных дипломатических ведомствах, полное опустошение запасов может произойти в ближайшие несколько месяцев. Однако пока не совсем ясно, будет ли эта позиция скорректирована в связи с докладом МАГАТЭ, и если да, то как.
Сырье есть, оборудования нет
«Судя по всему, Иран подошел вплотную к накоплению такого количества слабообогащенного урана, которое будет достаточно для производства необходимого для одной бомбы сырья», -- подтвердил информацию бывший главный специалист американского Агентства по контролю над вооружениями и разоружению Питер Зиммерман.
Тем не менее, в докладе МАГАТЭ подчеркивается, что реальных средств для производства бомбы у Ирана сейчас нет. На заводе в Натанзе, так же как и в стране в целом, отсутствует необходимое для производства высокообогащенного урана оборудование, считают чиновники ООН.
Оттепель в американо-иранских отношениях
Между тем с приходом новой администрации в США было объявлено о намерении Америки пересмотреть политику в отношении Ирана. Барак Обама заявил, что в ближайшее время страны сядут за стол переговоров, не забыв, однако, упомянуть о том, что разработка ядерного оружия может серьезно дестабилизировать ситуацию в регионе.
В ответ на этот призыв президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад приветствовал намечающиеся коренные изменения в политике США. «Новая американская администрация объявила, что она хочет инициировать изменения и встать на путь диалога. Вполне очевидно, что это существенное изменение должно быть фундаментальным, а не тактическим. И очевидно, что иранская нация приветствует эти изменения», -- объявил иранский лидер.
Иранский вопрос и ПРО
Кроме того, иранский вопрос всплыл в переговорах России и США о размещении элементов противовоздушной обороны (ПРО) в Европе, от которого администрация Обамы не отказалась, но обещала пересмотреть. Источник в Белом доме рассказал тогда Reuters, что условием пересмотра «темпов развития ПРО в Европе» является согласие России на помощь в устранении иранской ядерной угрозы.
Российская сторона уклонилась от немедленных заявлений об ужесточении своей позиции в отношении Ирана. В то же время МИД России объявил, что уверенность в мирных целях иранской ядерной программы благотворно скажется на российско-американском сотрудничестве по ПРО.
Тем не менее, некоторые действия с российской стороны все же были предприняты. В частности, по данным «Коммерсанта», Россия пока не хочет поставлять Ирану ракетно-зенитные комплексы С-300, контракт по которым был подписан уже давно. Судя по всему, поставки отложены из-за начавшегося диалога с Бараком Обамой.
В марте должна произойти первая встреча главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон, а уже в апреле возможность лично познакомиться с президентом Бараком Обамой получит и президент России Дмитрий Медведев.