Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:50
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

«Уралхим» давит на ФАС, чтобы решить вопрос с «Аппатитом»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

ОАО «Объединенная химическая компания «Уралхим», по мнению экспертов, имеет все меньше шансов на приобретение 26,7% акций ОАО «Апатит». Фаворитом торгов аналитики считают «Фосагро», «Уралхим» же, по мнению экспертов, пока только пытается давить на «Фосарго» и ФАС, которая установила новые правила ценообразования на апатитовый концентрат.

Напомним, что изначально на приобретение пакета акций «Апатита» основными претендентами назывались «Уралхим», «Акрон» и «Фосагро».

В середине июня состоялся первый раунд на приобретение госпакета «Апатита», однако срок приема ценовых предложений был продлен. Сейчас ситуация на рынке изменилась в лучшую сторону для «Апатита». Дело в том, что производители удобрений «ФосАгро» и «Акрон» урегулировали разногласия по поставкам апатитового концентрата, а заодно «Акрон» в свою очередь объявил, что отказывается от участия в тендере по продаже госпакета акций «Апатита».

На днях стало известно об одобрении ФАС ходатайства банка «Траст» и группы компаний «Ренова» на приобретение пакета акций «Апатита».Теперь точно известно, что на «Апатит» претендуют «Уралхим», «Фосагро», «Траст» и группа «Ренова».

ОАО «Апатит»– крупнейший российский производитель апатитового концентрата. На долю «Апатита» по итогам 2011 года пришлось 75% производства этой продукции в РФ. Основные потребители – российскиепроизводители фосфорсодержащих удобрений. Владельцы: «Фосагро»– 49,99% обыкновенных акций, ЗАО «Нордик Рус Холдинг» (принадлежит PhosintLimited, аффилированной с «Фосагро») – 10,3% обыкновенных акций, кипрская LacertaHoldings– 6,9% обыкновенных акций, Росимущество– 26,7% обыкновенных акций, или 20% уставного капитала.

Одним конкурентом меньше

«Прайм» напоминает, что проведение конкурса первоначально было запланировано на 14 июня, однако свою оферту для участия подал только один претендент –«Уралхим», в связи с чем срок проведения тендера был продлен до сентября. «Фосагро», наиболее ожидаемый победитель тендера, свою заявку не подал, объяснив решение тем, что организатор торгов не разъяснил существенные условия, связанные с продажей госпакета «Апатита».

По мнению аналитика ИК «Атон» Михаила Пака, которое приводит BFM.ru, «ФосАгро», договорившись с «Акроном», фактически избавилась от самого опасного из конкурентов на государственную долю в «Апатите». Теперь для «ФосАгро» единственным конкурирующим претендентом на пакет остается «Уралхим», который был готов купить пакет за 10 млрд рублей, «Ренову» и «Траст» всерьез воспринимать не стоит, считают аналитики. По итогам первого квартала у «ФосАгро» было более 22 млрд рублей свободных средств, и он без труда сможет предложить лучшую цену», — считает Пак.

Эксперты деловых изданий, комментируя решение «Уралхима» о покупке «Апатита», сходятся во мнении, что компании без заемных средств в этом случае не обойтись.

«Более вероятным победителем я все-таки считаю «Фосагро». Заявления «Уралхима» больше похожи на способ повлиять на «Фосагро» в переговорах о цене апатитового концентрата на следующий год», — рассуждает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, его цитирует РБК. Для «Уралхима», считает эксперт, никакой бизнес-логики участвовать в конкурсе нет. Даже если холдинг станет владельцем 20% комбината, реально участвовать в управлении он не сможет.

Напомним, что весной 2012 года «Уралхим» имел ряд ограничений по долговой нагрузке. В частности, компания должна удерживать соотношение долга к EBITDA на уровне менее 3,5, а объем чистового долга не может превышать 1,4 млрд долларов.

Попытка надавить

СМИ объясняют смысл попыток «Уралхима» влезть в тендер на «Апатит» стремлением оказать давление на компанию в связи с устанавливаемыми ими ценами на апатитовый концентрат.

Дело в том, что правила, установленные ФАС,теперь предусматривают, что цена на апатитовый концентрат устанавливается по соглашению покупателя и продавца. В противном случае стороны должны использовать одну из четырех формул расчета цены.

В структуре себестоимости продукции «Уралхима» на долю апатитового концентрата приходится около 20%, говорится в отчетах компании. Но «Уралхим» — единственный производитель сложных удобрений в России, у которого нет собственного сырья, пишут «Ведомости».

Здесь очевидная разница в покупателях – «Уралхиме» и «Фосарго» – с точки зрения бизнеса. «Уралхим» – просто потребитель сырья, которому хочется получить более выгодную цену, «Фосагро» же уже имеет пакет акций «Апатита» и в случае победы в тендере сможет увеличить его до контрольного.

Для «Уралхима» изменение правил игры — серьезная проблема, подчеркивает аналитик Газпромбанка Марина Алексеенкова. В этом году у компании истекает контракт с «Апатитом» и нужно будет договариваться заново, и цена наверняка будет выше, допускает она. Сейчас российские потребители фосфатного сырья платят за него около $133/т, мировые цены — около $200/т.

Уралхим vs ФАС

В июне компания «Уралхим» заявила о намерении обратиться в Федеральную антимонопольную службу с обоснованием возражений против правил недискриминационного доступа на рынок апатитового концентрата, разработанных этим ведомством.

Ранее замглавы ФАС Андрей Цыганов отмечал, что на протяжении последних 10-15 лет в отрасли происходят конфликты между продавцами и покупателями в части ценообразования и распределения объемов апатитового концентрата.

«ФАС России в пределах своей компетенции применяет меры антимонопольного реагирования для разрешения спорных ситуаций, в том числе путем возбуждения дел и выдачи предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. По нашему мнению эти Правила будут способствовать прекращению споров между хозяйствующими субъектами о цене и объемах поставки апатитового концентрата», – отметил замглавы ФАС России Андрей Цыганов.

Можно сказать, что по сути «Уралхим» обвинил ФАС в том, что тот покровительствует «Апатиту».

По мнению аналитиков, «Уралхим» давлением на ФАС старается решить ситуацию с ценами на апатитовый концентрат до тендера, чтобы заранее взвесить все «за» и «против». Недвусмысленные правила ФАС «Уралхиму», как видим, не по душе.

«Уралхим» подкупает СМИ?

Аналитики отмечали, что «Уралхим» для достижения своих целей часто использует СМИ как фактор давления на оппонентов. И неважно, кто является мишенями для атак коммерческие структуры, такие как «Фосагро», «Уралкалий», «Тольяттиазот» или государственные.

Вот и теперь, в случае с «Апатитом», «Уралхимом», по видимому, будут использованы все возможные способы давления.Скорее всего, наподобие тех, что были использованы в выборах в городскую Думу Березников в 2009 году, когда, как сообщают СМИ, «Уралхим» вел открытую войну против «Единой России».

Тогда по словам депутата Законодательного собрания Пермского края Алексея Чибисова, , «уралхимовцы» обвиняли «Единую Россию» во всех грехах, они «провоцировали панические слухи о разрушающемся жилфонде, о проваливающемся якобы городе, стремясь все это поставить в вину партии власти, органам власти, как местной, так и государственной», напоминает АНН.

Судя по опыту «Уралхима» в «решении вопросов» у «Апатита» в преддверии торгов настают жаркие дни.

Впрочем, даже если случится некое чудо и «Уралхим» сможет купить «Апатит», то у первой компании увеличится долговая нагрузка, а вторая получит неэффективных менеджеров. Пусть даже 26,7% – это не мажоритарный пакет акций, но когда четверть компании переходит в руки неэффективных управленцев, лучше от этого не становится никогда.

Но СМИ и аналитики в чудо не верят и прогнозируют переход пакета «Апатита» к «Фосагро», а «Уралхиму» придется договариваться, к чему компания явно не привыкла. Понятно, что исходя из существующих условий рынка, и для «Фосагро» и для «Апатита» сделка будет не только выгодна, но и в интересах развития обеих компаний. Если же чудо все-таки произойдет, то долг «Уралхима» будет только расти, что вряд ли скажется благоприятно на управлении «Апатитом». Второй вариант развития событий – покупка концентрата по демпинговым ценам для повышения собственной рентабельности, что вообще может закончиться для «Апатита» развалом бизнеса.

Россиянам перечислили самую модную зимнюю обувь
Реклама