Российский газовый концерн «Газпром» впервые в мире успешно осуществил перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути (СМП). Для транспортировки топлива из норвежского Хаммерфеста в японский порт Тобата использовался танкер-газовоз «Река Обь».
«Во время перехода по СМП с 9 по 18 ноября судно сопровождали атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот», руководили проводкой два ледовых лоцмана. На первом этапе перехода в Баренцевом и Карском морях льда практически не наблюдалось, а на втором этапе от пролива Вилькицкого до Берингова пролива судно шло в молодом льду толщиной до 30 см», – сообщается в пресс-релизе компании.
Отмечается, что рейс был выполнен безаварийно и в полном соответствии с графиком, а его успех был обеспечен высоким уровнем профессионализма экипажа танкера и поддерживавших его судов: «50 лет Победы», «Россия» и «Вайгач». Также помощь в осуществлении операции оказывали персонал ФГУП «Атомфлот», администрация СМП при Федеральном агентстве морского и речного транспорта и находившиеся на борту судна члены научной группы Крыловского государственного научного центра, занимавшиеся исследованием особенностей ледовой проводки судна в период интенсивного льдообразования в арктических морях.
В октябре «Река Обь» уже выполнял рейс по обратному маршруту – из Японии в Европу, однако тогда на его борту не было газа. Таким образом, удачное совершение перевозки подтвердило техническую и коммерческую привлекательность Северного морского пути для транспортировки природного топлива. Среди преимуществ нового маршрута выделяются сокращение сроков доставки, экономия топлива и снижение выбросов в атмосферу углекислого газа. Ожидается, что в ближайшем будущем СМП будет регулярно использоваться, в том числе и структурами «Газпрома», для транспортировки газа как в Азиатско-Тиххокеанский регион, так и в Европу.