Многие известные граждане России комментируют митинги последних дней. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин не стал исключением. Он считает, что России угрожают «чацкие», которых должны остановить «дымовы».
«Я пишу эту статью в момент, когда в Москве и ряде других городов России так называемая «несистемная оппозиция» пытается поднять в стране митинговую «протестную волну». Я пишу эту статью и вижу, что митинговые страсти в очередной раз апеллируют не к закону, а к чему-то другому. Но я твердо знаю, что сегодня закон необходимо защитить как никогда ранее. Что защищая его, мы защищаем Россию. И потому я пишу не о злобе дня, а о том, на что можно опереться, дабы не возобладала злоба как таковая», – говорится в статье Валерия Зорькина, написанной им для «Российской газеты».
Председатель Конституционного суда, говоря о текущей обстановке в стране, неожиданно уходит в историю русской литературы. «Еще со времен великого Грибоедова слово «умеренность» приобрело в России негативный политический оттенок. Помните, Чацкий спрашивает Молчалина о том, какие у него есть таланты. И Молчалин отвечает: «Два-с. Умеренность и аккуратность». В России почти всегда на одном полюсе – скучный, серый приспособленец Молчалин, наделенный низким талантом умеренности. А на другом – блестящий нонконформист Чацкий. Он, конечно же, не талантом умеренности наделен. Его судьба наградила другими талантами... Кстати, какими? Талантом приезжать из-за границы в Россию и обличать скверность жизни в том самом Отечестве, чей дым так «сладок и приятен»? Что ж, это тоже талант. Тот талант, без которого общество не может обойтись. Обществу нужно, чтобы кто-то смело обнажал язвы, бичевал пороки, говорил «нет» бюрократическому произволу. И этот кто-то, по определению, не может быть наделен талантом умеренности, – пишет Зорькин. – Но почему в России никогда не была в цене другая умеренность, умеренность настойчивая и нонконформистская, чего бы она ни касалась – культуры, политики, социальной жизни? Такой умеренный человек не будет бичевать пороки. Он будет пытаться их каким-то способом исправлять. Он постарается хотя бы не усугублять ситуацию. Он вдумается – а может быть, если эти пороки начать бичевать слишком страстно, то станет еще хуже? Он начнет изучать природу этих пороков. Изучив же, будет терпеливо работать – понимая, что крепость этих пороков нельзя сокрушить с помощью кавалерийской атаки. Что тут понадобятся и тяжелые орудия, и подкопы, и долгая осада. Иначе такую крепость не возьмешь».
По мнению Валерия Зорькина, россиянам нужно брать пример не с героя Грибоедова, а с одного из литературных персонажей Чехова. «Не вся наша великая культура, не вся наша замечательная литература проникнуты презрением к умеренности. Одним из таких исключений, конечно же, является Антон Павлович Чехов. Который сумел воспеть героическую умеренность. Да-да, героическую. Чехов сумел обнаружить эту умеренность рядом с умеренностью другой, молчалинской. Такая героическая умеренность присуща многим героям Чехова, в которых отсутствует радикальная риторическая блистательность. Словом, все, что так присуще Чацкому. Антитезой высокостатусному лакею – Молчалину – для Чехова является не воинствующий обличитель Чацкий, а скромный человек дела. Соединяющий твердость принципов с отвращением к любому позерству. Таков знаменитый Дымов из рассказа Чехова «Попрыгунья». Как бы там ни было, Дымов по-настоящему героичен. И не только потому, что добросовестно и талантливо трудится всю свою жизнь, трудится на благо людей, но и потому, что в решающую минуту он может проявить жертвенность. Опять-таки, неброскую, лишенную позы. Он просто умрет для того, чтобы спасти больного, – и все. Он-то ведь не лакей, правда? Но он человек умеренный», – отмечает Валерий Зорькин.
Именно такие «дымовы», по мнению Зорькина, могут и должны спасти Россию. «Для не взявшей правовой барьер России, в условиях самодурства «фамусовых» и нарастания оголтелости «чацких», Конституции и законов мало. Нужна сила, способная предотвратить перерастание митинговой стихии в эксцессы, чреватые новой угрозой самому существованию нашей государственности. Сила, способная вернуть ситуацию в элите и обществе в правовое русло. Это сегодня, как и всегда в России, задача «дымовых». Именно они должны, не теряя свою героическую умеренность, проявить ум и активную волю. И, объединившись, предотвратить очередную угрозу сползания страны к национальной катастрофе», – резюмирует Валерий Зорькин.