Йельский университет судится с потомком российского коллекционера Ивана Морозова за право собственности на полотно Винсента Ван Гога «Ночное кафе». Коллекция Морозова была национализирована в 1918 году, а позже советское правительство продало картину в США.
Йельский университет и потомок российского коллекционера оспаривают друг у друга право на картину Винсента Ван Гога «Ночное кафе». Полотно написано в 1888 году.
Юристы, представляющие Йельский университет, обратились с иском в суд штата Коннектикут во вторник, передает Associated Press. Университет оспаривает права потомка российского коллекционера, которому картина принадлежала до 1918 года.
Праправнук российского промышленника Ивана Морозова Пьер Коновалофф проживает во Франции и считает себя законным владельцем «Ночного кафе». Именно Морозов владел картиной до 1918 года, когда советское правительство конфисковало его имущество и национализировало коллекцию предметов искусства.
В 1930-х годах СССР продал картину иностранцам. В 1961 году Йельский университет получил картину в дар от своего выпускника Стивена Карлтона Кларка. Тот, в свою очередь, приобрел полотно в 1933 или 1934 году в одной из галерей Нью-Йорка, после чего картина в течение долгого времени выставлялась в музее современного искусства. С 1961 года «Ночное кафе» выставлено в художественной галерее университета.
Юристы университета говорят, что желают развеять всякие сомнения относительно права собственности на картину.
Коновалофф же заявляет о желании вернуть картину в Россию. Кроме этого он требует финансовой компенсации. По мнению наследника, национализация 1918 года являлась незаконной, поэтому последним истинным владельцем картины является его прапрадед.
«Коновалофф подразумевает, что американское правосудие должно поставить под вопрос всю реформу системы собственности, проведенную советским правительством в начале XX века, и объявить незаконной продажу картины», -- говорится в иске Йеля. «Однако как тогда, так и сейчас является неоспоримым тот факт, что продажи советского правительства проходили в рамках права, как и последующие приобретения предметов искусства», -- утверждают юристы университета.
Дар, сделанный Кларком, в свое время широко освещался в прессе, при этом родители потомка Морозова никак не проявили себя, говорится в иске. Вдова Морозова также не предъявила никаких претензий относительно картины.