Безбилетный проезд в электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков 4 млрд рублей. По данным президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, на эти деньги можно увеличить парк на полсотни электропоездов, при средней стоимости каждой электрички в 80 млн рублей.
«Я неоднократно писал о проблеме безбилетного проезда в электричках. Зайцы наносят железной дороге колоссальный ущерб. Действенных средств борьбы с этим явлением, ставшим, к сожалению, массовым, на законодательном уровне пока нет», - заявил глава РЖД в своем блоге в «Живом журнале».
Якунин также приводит портрет злостного безбилетника: мужчина 40-45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения, согласно данным опроса ВЦИОМ. Тем не менее, это не мешает им мотивировать безбилетный проезд отсутствием денег.
Неоплата проезда в электричке воспринимается в обществе сверхтолерантно, как показали результаты всероссийского опроса ВЦИОМ на тему безбилетного проезда. Главный вывод, который сделали исследователи: Россия - страна зайцев. Так, почти две трети респондентов (63%) считают электричку транспортом, проезд в котором можно не оплачивать, при этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта.
«Третья часть респондентов относится к безбилетникам с пониманием, примерно столько же - с безразличием, при этом они не видят (или не хотят видеть!) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна», - подчеркивает Якунин.
По словам руководителя РЖД, эти выводы были представлены на слушаниях в Общественной палате, где пытались найти ответ на вопрос: как заставить пассажиров платить за проезд в общественном транспорте. По мнению участников слушаний, для этого необходимо десятикратно увеличить штраф за безбилетный проезд, передать полномочия по отлову «зайцев» транспортной милиции, а также вывести это нарушение из зоны административной ответственности в гражданско-правовую. «Если взывать к порядочности бесполезно, надо ужесточать наказание», - отметил Якунин.