Вчера прошла пресс-конференция по поводу скандальной продажи министерством обороны на аукционе 20,67 га земель, в том числе входящих в охранную зону и на территории памятника музея-усадьбы «Архангельское».
«Российская газета» сообщает, что конференция началась с сообщения о том, что Арбитражный суд Москвы отклонил ходатайство музея с просьбой запретить заключать договор купли-продажи с компанией «Градстрой», которая купила этот участок.
Директор музея-усадьбы «Архангельское» Владимир Длугач подтвердил, что на 9 сентября назначено заседание арбитражного суда, который должен рассмотреть правомочность проведения торгов.
Он объяснил, что источником конфликтов с точки зрения юридической стало расхождение между двумя постановлениями. Первым постановлением правительства РФ N 388 от 1996 года создавалась музей-усадьба «Архангельское», территория которого (62 га) выделялась внутри одноименного военного санатория. Территория памятника должна была использоваться совместно музеем и санаторием. Второе постановление, принятое в 2001 году правительством Московской области, отводило под территории музея, охранные зоны и зоны регулируемой застройки порядка 600 га. Поскольку большая часть этих земель была на балансе министерства обороны, то музей обращался к нему с просьбой передать эти земли. Министерство обороны не торопилось это сделать.
В результате сложилась ситуация, когда, например, знаменитый театр Гонзага находится на территории, которой музей-усадьба не может распоряжаться. Соответственно, музей не может подвести тепло, электричество в этот памятник XVIII века. С другой стороны, любой музей - это не только экспонаты, в данном случае легендарной коллекции князя Николая Юсупова, садово-парковой скульптуры, и ансамбль архитектурных памятников.
Очевидно, что нарушения единства музейно-усадебного комплекса - результат драматической истории России ХХ века.
Владимир Длугач подчеркнул, что действия минобороны являются прямым нарушением положений поручения президента Российской Федерации от 24 июня 2011 г. N Пр-1782, подразумевающего организацию особого контроля со стороны органов исполнительной власти и прокуратуры над всеми сделками с землей, которые могут привести к нарушению облика или невосполнимой потере целостности памятников истории и культуры.