Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:07
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Основная версия трагедии на АПЛ: экипаж не виноват

Опубликовано
Текст:

Комиссия по расследованию инцидента на АПЛ «Нерпа» пришла к предварительному заключению, что люди на АПЛ не были виноваты в срабатывании системы пожаротушения, которая привела к выбросу фреона и гибели 20 человек. Автоматическая система подачи газа была опробована на "Нерпе" впервые.

Комиссия по расследованию аварии на АПЛ «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек, на оперативном совещании, прошедшем в городе Большой Камень Приморского края, сообщила, что предварительная официальная причина трагедии -- несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В совещании приняли участие главком ВМФ России Владимир Высоцкий, первый замглавы Минобороны Александр Калмыков, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Лелюхин, а также представители следственного управления следственного комитета при прокуратуре ТОФ и другие ответственные лица, сообщает информационное издание «Дейта.ру».

Военные эксперты выдвинули версию несанкционированного срабатывания аварийной системы пожаротушения, что могло произойти в результате нарушения режима работы сдаточным экипажем, который проводил ходовые испытания подводной лодки. Судя по имеющейся информации, несанкционированное срабатывание системы пожаротушения произошло в одном или максимум двух отсеках лодки.

Все необходимые экспертизы будут завершены к концу недели. Уже проведены первые судебно-медицинские экспертизы, результаты которых подтвердили, что смерть людей наступила в результате попадания в легкие газа фреона, выброс которого произошел после срабатывания систем пожаротушения. По словам источника РИА "Новости", в ближайший день-два после завершения следственных действий, в том числе криминалистов, которые закрепят полученные на лодке вещественные доказательства, на АПЛ начнется моделирование ситуации, которая там произошла.

Уже установлено, что система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) во время испытания лодки стояла в автоматическом режиме.

Экипаж не виноват

Как отметил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, пока нет признаков того, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор, отмечает РИА "Новости". "На корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено", -- сказал Ишаев. По его словам, автоматическая система пожаротушения, которая была смонтирована на лодке, еще нигде не применялась. Ранее на подводных лодках система пожаротушения выводилась на пульт дежурной смены, решение о ее запуске принималось человеком. В связи с этим губернатор высказал мнение, что полностью автоматические системы не должны применяться там, где есть опасность для жизни людей.

Он уточнил, что, по данным расследования, когда сработала система и в помещение пошел газ фреон, часть находившихся там людей успела воспользоваться системой индивидуальной защиты, те, кто не успел, -- погибли.

При этом губернатор высказал мнение, что этот инцидент не повлияет на репутацию Амурского судостроительного завода. "Все задачи завод выполнил правильно. Систему сигнализации устанавливали и монтировали контрагенты завода, поэтому они должны решать вопрос об этой системе", - подчеркнул глава региона.

Глава пресс-службы Амурского судостроительного завода Марина Радаева в разговоре с корреспондетом Infox.ru не стала комментировать версию следствия. Она отметила лишь, что ранее подобных ЧП с несанкционированным запуском ЛОХ на "Нерпе" не было. По ее словам, среди погибших -- 12 сотрудников Амурского судостроительного завода. При этом Радаева категорически отказалась назвать точное число представителей завода, которые находились на борту лодки в момент происшествия.

По словам источника амурского издания "Наш город", неделю назад у "Нерпы" был первый «недовыход» в море. «Мы вернулись из-за чисто технической неисправности, не имеющей отношения к этой трагедии. Причем, спокойно вернулись: устранили неисправность и снова пошли назад в море», -- рассказал источник издания.

По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье 325 УК России («нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц»).

Безопасность "для галочки"

Эксперты называют две версии гибели людей: на борту лодки могло не хватить портативных дыхательных устройств и индивидуальных дыхательных аппаратов. Кроме того, гражданские специалисты могли неправильно ими воспользоваться или же просто не успеть надеть маски. По словам экспертов, опрошенных Infox.Ru, второй вариант вполне вероятен.

Один из сотрудников Северодвинского судостроительного завода рассказал Infox.ru о процессе сдачи лодки. "После завершения строительства начинаются швартовые испытания. Они проходят в воде, в доке на территории завода. Если лодка их успешно проходит, начинаются испытания ходовые. Во время этих испытаний специалисты завода производят отладку систем", -- сказал он.

Эксперт отметил, что число гражданских на борту лодки в этот момент может быть более двухсот. Напомним, что по неофициальным данным, озвученным на телеканале "Вести", на борту АПЛ было 389 человек, тогда как в ВМФ России говорят о 208 членах экипажа и гражданских специалистах.

"На ходовые испытания отправляется столько специалистов, сколько необходимо для того, чтобы отладить все приборы", -- заметил он. Отбор сотрудников, выходящих на ходовые испытания начинается задолго до погружения. Основными критериями являются состояние здоровья и опыт участия в подобных мероприятиях. Все отобранные специалисты проходят тренинги по технике безопасности, информация о которых заносится на специальные карточки. Однако зачастую эти тренинги проводятся "для галочки" и реальных результатов не приносят.

Эксперт особо отметил низкий уровень слаженности действий гражданских специалистов в критической ситуации. "Подводники - это люди, закончившиее академии. Их много лет учат тому, как вести себя в нештатной ситуации. Гражданские специалисты зачастую не соблюдают даже правил техники безопасности", -- отметил он. По словам эксперта, гражданские специалисты часто не используют выдаваемые им портативные дыхательные устройства. "Некоторые просто не носят их с собой", -- сообщил эксперт.

Страдает и дисциплина на борту. "Насчет курения на борту -- вряд ли, но то, что приемщики пьют во время испытаний спирт по-черному -- это факт", -- отметил собеседник Infox.ru.

С судостроителем согласился и представитель подводного флота. Он также отметил, что гражданские специалисты не всегда подчиняются командам экипажа. "Гражданские люди не привыкли к жесткой субординации. Находясь на борту лодки, они далеко не всегда исполняют требования техники безопасности, -- отмечает подводник, -- Приборы для дыхания некоторые бросают прямо в своих каютах. Я думаю, что из-за этого погибло десять из 17 гражданских специалистов", -- сообщил он.

По мнению эксперта, уровень тренировки гражданских специалистов действительно оставляет желать лучшего. "Они недостаточно подготовлены. Военные проходят тренировку по противодействию чрезвычайным ситуациям раз в два месяца. Гражданские -- только перед выходом в море", -- сказал он. Эксперт также отметил, что в ситуации ходовых испытаний экипажу лодки и специалистам не стоило переводить систему пожарной безопасности в автоматический режим. "Фреон -- очень ядовитый газ. Не стоило доверять его автоматике", -- резюмировал он.

Трагедия на АПЛ «Нерпа»

АПЛ «Нерпа»АПЛ «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б», по классификации НАТО -- Akula) была построена на Амурском судоремонтном заводе. По данным некоторых источников, подлодку INS Chakra («Нерпа») должны были передать Индии за $650 млн в аренду сроком на десять лет. Однако российские власти категорически опровергают информацию об аренде.

В ночь с 8-го на 9 ноября на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота при проведении ходовых испытаний погибли 20 человек. Среди них -- военнослужащие и рабочие судостроительного завода. Общее число тех, кто находился на борту подлодки, -- 208 человек. В результате инцидента погибли три офицера и 17 гражданских лиц, еще 21 человек был госпитализирован c различными ранениями. Пострадавшие были эвакуированы на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». Подлодка продолжила движение к пункту временного базирования в сопровождении «Адмирала Трибуца» и спасательного судна «Саяны». Инцидент на подводной лодке произошел в носовой части корабля, и угрозы силовой атомной установке, расположенной на корме, не возникло -- реактор не пострадал.

Администрация Комсомольска-на-Амуре объявила в городе среду, 12 ноября, днем траура по погибшим на атомной подводной лодке в Японском море работникам Амурского судостроительного завода.

Либерализм с интимным подтекстом
Реклама