Недостатки аэродрома «Смоленск-Северный» не повлияли на основную причину катастрофы самолета Ту-154 с польским президентом на борту, сообщил журналистам председатель технической комиссии МАК, расследовавшей причины катастрофы, Алексей Морозов.
«По мнению Технической комиссии и независимых экспертов, недостатки, относящиеся к инфраструктуры аэродрома, к состоянию и техническому уровню радиотехнического и светосигнального оборудования наземных средств объективного контроля на причину катастрофы не повлияли», – сказал Морозов на пресс-конференции в Москве. Так представитель МАК прокомментировал доклад польской стороны, в которой говорилось, что в аэропорту не работало светотехническое оборудование, передает «Интерфакс».
По словам Морозова, на экипаж самолета, на котором летел Лех Качиньский, было оказано психологическое давление. «Перед аварийным полетом главнокомандующий ВВС лично доложил президенту Польши о готовности к полету. Из расшифровки переговоров следует, что <…> главнокомандующий появился в кабине и, по сути, при полном отсутствии взаимодействия у экипажа осуществлял контролирующее пилотирование, подавая команды о высоте полетов, информацию о высоте полетов», – сказал Морозов.
«Группа сделала вывод, что безучастность главкома ВВС к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения командира воздушного судна о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами», – сказал председатель техкомиссии МАК.
Самолет польских ВВС Ту-154 разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. На его борту находилась официальная польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, которая летела в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Погибли 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа.
29 июля в Варшаве был обнародован доклад польской госкомиссии по расследованию авиакатастрофы. Основная ответственность за гибель лайнера была возложена на экипаж, который, по оценкам польских экспертов, допустил большое количество грубых ошибок в пилотировании. В то же время польская сторона высказала претензии в адрес руководства полетами в аэропорту Смоленск-Северный, указав также на его слабую техническую оснащенность.
В январе 2011 года Международный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета президента Леха Качиньского. Непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Результаты расследования были переданы российским следственным органам, которые продолжают уголовное расследование авиакатастрофы в контакте с правоохранительными органами Польши.
Расследование катастрофы по линии Следственного комитета РФ продолжается. Польша ведет свое расследование обстоятельств крушения.