Биржи недопоняли масштаб последних новостей с международного рынка нефти и упали меньше, чем могли бы. Индекс ММВБ за неделю снизился на 4,2% индекс РТС -- на 1,97%.
В пятницу индекс ММВБ упал на 0,42% до 605,49 пунктов, РТС -- на 4,1% до 641 пункта. В течение дня индекс ММВБ опускался до 600 пунктов, но к вечеру рынок вернулся на прежний уровень.
На обеих площадках дешевели акции сырьевых компаний. «Снижение цен на нефть -- основная причина унылой динамики торгов», -- уверяет начальник отдела анализа рынка акций «Банка Москвы» Владимир Веденеев.
Накануне нефть подешевела до $36 за баррель. По словам Владимира Веденеева, фондовый рынок реагирует на закрытие нефтяного фьючерса с поставкой в январе. «Он закрывается по цене около $35 за баррель. Но это технический момент -- на февраль контракты торгуются на уровне $42», -- рассказал эксперт.
По словам начальника аналитического отдела БКС Максима Шеина, индекс РТС уже находится ниже уровня, которому соответствует текущая цена на нефть. «Когда нефть стоила $60 за баррель, индекс РТС был в районе 1400 пунктов. По простой аналогии, при цене в $30 за баррель индекс РТС должен находится на уровне 700 пунктов», -- рассуждает он.
По мнению Максима Шеина, снижение нефтяных котировок до $30 за баррель уже заложено в стоимость российских акций. Его прогноз на конец 2008 года -- 742 пункта по индексу РТС, на конец 2009 года -- 1471 пункт.
Цены на нефть были основной новостью, которая двигала рынок во второй половине недели. «С понедельника по среду все шло хорошо. В среду вечером, после того как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) объявила свое решение, все резко поменялось», -- сетует Владимир Веденеев. По его словам, рынок не воспринял новость положительно. Спекулянты поняли решение ОПЕК таким образом, что спрос на нефть в мире упал настолько, что приходится использовать радикальное сокращение объемов добычи.
Аналитик ВТБ24 Станислав Клещев говорит, что биржи не оценили события, прошедшие на неделе. «Это изменение ставки рефинансирования в США и решение ОПЕК резко сократить квоты на добычу нефти, которое поддержали независимые производители -- Россия, Азербайджан и Казахстан», -- напомнил он.
Владимир Веденеев считает, что снижение ставки рефинансирования Федеральной резервной системой США рынок понял превратно. «Спекулянты подумали, что у ФРС уже не осталось инструментов для поддержки национальной валюты», -- отметил он.
По словам Станислава Клещева, на биржах уже чувствуется предпраздничное снижение активности. «В такой ситуации даже минимальная сумма может сдвинуть рынок», -- предупреждает он.