Российский пограничник Виталий Хрипун, сбежавший в Грузию в 2009 году, получил статус беженца. До него беженцами были признаны еще двое военнослужащих России, дезертировавших в прошлом году.
Грузинское министерство по делам беженцев и расселению предоставило статус беженца российскому пограничнику мичману Виталию Хрипуну, который сбежал в Грузию в декабре 2009 года. Об этом РИА «Новости» сообщили в пресс-службе министерства.
Там уточнили, что Хрипун получил статус беженца 12 февраля.
Российский военнослужащий самовольно покинул часть в селе Синагури в Южной Осетии 21 декабря 2009 года. Позднее грузинская телекомпания «Имеди» сообщила о том, что Хрипун попросил политического убежища, аргументировав это «невыносимыми условиями» службы.
Как пояснили в ФСБ России, грузинские власти должны были выдать сбежавшего военнослужащего на границе, однако передача впоследствии была отложена на неопределенный срок.
22 декабря военный следственный отдел Следственного комитета в Южной Осетии возбудил уголовное дело по статьям «Дезертирство» (ч. 1 ст. 226), «Хищение огнестрельного оружия и боеприпасов») и «Дезертирство с оружием, вверенным по службе» (ч. 2 ст. 338).
До побега Виталий Хрипун прослужил в Южной Осетии по контракту всего лишь две недели -- с 9 до 20 декабря 2009 года. Дезертир рассказал, что причиной его побега стало несогласие с начальством. «Выдаются такие приказы, особенно после сноса памятника (Мемориал славы в Кутаиси. – Infox.ru), которые унижают достоинство как грузинского, так и осетинского народа. Это унижение в словесном плане, физического -- нет такого. Есть и коррупция, взятки в армии», -- заявил Хрипун в интервью РИА «Новости».
Он также рассказал, что в Грузии его встретили «хорошо, гостеприимно». После того как он подал документы на оформление статуса беженца, ему предоставили жилье и ежемесячную денежную помощь.
В начале 2010 года Хрипун дал интервью интернет-изданию «Кавказский узел». В нем он подробно рассказал об арсенале российских военных на границе Грузии и Южной Осетии. Описывая службу, мичман заявил, что пограничники проводят психологическую обработку населения. «Часто приезжают спецслужбы, разведка, беседуют с людьми. На самом деле же жители села Синагур чувствуют негодование в связи с тем, что на их территории находятся российские военные, но не высказывают его. Что ты будешь высказывать человеку с оружием?» -- сказал пограничник.
По словам Хрипуна, он не жалеет о том, что покинул свой пост. «С человеческой стороны, думаю, я поступил правильно, --пояснил он. -- Что касается военного фактора, в России многие считают меня дезертиром, особенно правительство. С какой-то стороны, может быть, они и правы, потому что я покинул пост».
Хрипун стал третьим военнослужащим, сбежавшим в Грузию в 2009 году. В январе прошлого года политического убежища у Грузии попросил сержант Александр Глухов, который покинул территорию дислоцированной в Южной Осетии воинской части. В июле его примеру последовал рядовой Дмитрий Артемьев. Оба уже получили статус беженцев.