Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:02
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Егор Гайдар: от стабфонда до Саддама Хусейна

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Егор Гайдар представлял Россию в неформальных переговорах по важнейшим вопросам внешней политики и международных экономических отношений, вспоминают его коллеги и друзья. В его компетенции был круг вопросов от создания стабфонда до проблем Ирака. Помимо научной работы на посту директора Института экономики переходного периода Егор Гайдар консультировал российские Минфин, Центробанк, МИД и выступал их неофициальным представителем.

К Егору Гайдару регулярно обращались за советами из правительства, из Центрального банка, вспоминает президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев. «Другое дело, что, к большому сожалению, этим советам далеко не всегда следовали», – сетует он.

«Довольно регулярными были контакты Гайдара с Кудриным, который часто собирал ученых на совещания, чтобы обсудить вопросы, по которым он намерен был предлагать какие-то решения, – подтверждает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Бюджетные вопросы, формирование стабилизационного фонда, резервного фонда, фонда народного благосостояния, вся налоговая политика – это вопросы, которые находились в зоне совместного внимания правительства и Института экономики переходного периода (директором которого был Егор Гайдар. – Infox.ru)».

Евгений Ясин вспоминает, что к услугам Егора Гайдара обращалось и Министерство иностранных дел. «Он по их поручению ездил в командировки и вел переговоры по ПРО и по другим вопросам», – говорит экономист.

Вообще это обычная практика, рассказывает он: «Люди, которые занимали высокие посты в прошлых правительствах, обычно используются в качестве посланцев для проведения неофициальных переговоров перед тем, как те будут выведены на официальный уровень». «Это должны быть очень уважаемые люди», – подчеркивает Евгений Ясин.

«Егора Гайдара привлекали для консультирования по вопросам восстановления экономики Ирака после известных событий, – рассказывает Андрей Нечаев. – Он активно взаимодействовал со Всемирным банком и его консультировал». Егор Гайдар очень много выступал, читал лекции за рубежом «и в этом смысле был проводником российского влияния и имиджа России», говорит экономист. «Может быть, выступая в уважаемых аудиториях, он сделал для этого больше, чем наши специальные радиостанции и телеканалы, которые тратят гигантские деньги на поддержание имиджа России. Мне кажется, одна лекция Гайдара перед властной и финансовой элитой той или иной страны иногда производила больший эффект, чем часы вещания», – считает Андрей Нечаев.

Часто было наоборот, когда сами иностранцы приезжали к Егору Гайдару в Москву, знает президент Альфа-банка Петр Авен. Но российские власти с ним советовались мало, считает он, поэтому «серьезно на экономическую политику, вообще на жизнь, он, к сожалению, в последние годы не влиял».

«Гайдар сам сказал как-то, что когда будет плохо, тогда будут звонить, а когда все хорошо, звонить не будут, – вспоминает банкир. – Так как у нас были такие успешные годы, думаю, что реально его мало к чему привлекали».

После ухода из правительства Егор Гайдар «имел огромное влияние на нашу команду», говорит Альфред Кох, бывший председатель Госкомитета России по управлению госимуществом, курировавший приватизацию во время работы Гайдара первым вице-премьером. «Он (Егор Гайдар. – Infox.ru) все равно оставался ее интеллектуальным и моральным лидером. Почти все ключевые решения делались с его участием. Он всегда участвовал в наших неформальных встречах и совещаниях по любому поводу», – продолжает он.

Очень многое Егор Гайдар сделал на посту во время работы депутатом Госдумы, рассказывает Альфред Кох. «Ключевые законопроекты, которые были приняты в первом путинском периоде, делались при непосредственном участии и под руководством Егора. Плоская шкала подоходного налога, закон о земле, огромное количество бюджетных законов, которые рационализировали бюджетный процесс, – все это делалось с участием Егора», – вспоминает Альфред Кох.

Евгений Ясин тоже вспоминает налоговую реформу начала 2000-х годов как «последнее официальное дело» Гайдара: «Мы обязаны ему плоским подоходным налогом».

По словам Андрея Нечаева, Егор Гайдар не раз говорил, что сам своими главными достижениями считает спасение страны от гражданской войны, налоговую реформу и создание стабилизационного фонда.

Глава Российской финансовой корпорации считает, что значительное влияние на формирование экономической политики Егор Гайдар оказывал и своими книгами, статьями, выступлениями. «Даже если это был исторический экскурс, это всегда был мостик к нашему сегодня, ответы на злободневные вопросы сегодняшнего дня, очень тонкие, деликатные предостережения в адрес власти», – говорит Андрей Нечаев.

Реклама