Журнал «Афиша» может лишиться коллектива. Сотрудники издания обсуждают перспективы после увольнения одного из создателей издательского дома Ильи Осколкова-Ценципера.
Сотрудники издательского дома «Афиша» «совершенно растеряны и расстроены» после сообщения об увольнении гендиректора ИД Ильи Осколкова-Ценципера, говорит главный редактор «Афиши» Илья Красильщик. «Сложно объяснить, как важен был Илья в «Афише» и насколько дико представить «Афишу» без него. Пока что мы делаем свою работу -- сдаем текущий номер и планируем следующие. Мы ответственны за институцию, которая создавалась больше десяти лет, биться в истерике и бросать все в тот же день просто непрофессионально. А что будет дальше -- посмотрим», -- сказал он Infox.ru.
«Издательский дом устроен очень по-семейному, и естественно, что сейчас среди сотрудников обсуждаются и драматические версии развития событий, но пока все работают над ближайшими номерами», -- рассказал Infox.ru главный редактор «Афиши-Еды» Алексей Зимин.
Вечером 11 августа один из основателей «Афиши» Илья Осколков-Ценципер получил от президента холдинга «Проф-медиа» (владелец «Афиши») Рафаэля Акопова письмо с предложением освободить занимаемую должность. По его собственным словам, на письмо гендиректор «Афиши» отреагировал «с удивлением» и сразу отправился в двухнедельный отпуск. Сейчас на вопросы о случившемся он отвечает из Ниццы и по-прежнему не видит в предложении «Проф-медиа» рациональных причин.
Новость об увольнении Ильи Осколкова-Ценципера появилась в блогах и социальных сетях раньше, чем в газетах. Уже днем 12 августа обозреватель New York Magazine Михаил Идов отметил в своем блоге, что, судя по «загадочным» записям в страничках сотрудников издания на Facebook, с «Афишей» что-то происходит. «ЦЦ уволили», -- коротко ответил ему бывший главред «Афиши» в Санкт-Петербурге Даниэль Лурье.
Коллеги Ильи Осколкова-Ценципера ждут, что коллектив распадется. «История про уникальный журналистский коллектив имеет шансы повториться», -- отметил 12 августа в записи под заголовком «Афиша» шеф-редактор FHM Игорь Садреев, а после поинтересовался у арт-директора «Афиши» Михаила Сметаны, не собираются ли сотрудники «устраивать коллективный уход». «Пока все тут», -- ответил ему арт-директор. С 2001 года, когда фраза «уникальный журналистский коллектив» закрепилась за называвшими так себя сотрудниками телеканала НТВ, так стало принято отзываться о сотрудниках любых редакций, вынужденных к коллективному увольнению.
«Если конфликт все-таки не погаснет, я буду очень, невероятно расстроен, если большинство сотрудников не уйдет вслед за лидером. Прямо вот уважать перестану, если не пойдут организованно в отдел кадров. Ребята, вы обязаны уволиться», -- пишет в своем блоге издатель журнала Icons Ким Белов. А редактор «Афиши» Роман Волобуев в своей публичной записи делает предположения о будущих местах работы своих коллег. «Вообще красиво сейчас будет. Данилкин (литературный критик. -- Infox.ru) пойдет работать продавцом в магазин «Москва», Мунипов (редактор «Большого города». -- Infox.ru) -- в «Пурпурный легион», Зимин (главред «Афиши-Еды». -- Infox.ru) будет шаурму делать на Пушкинской, Стас (Зельвенский, кинообозреватель. -- Infox.ru) в С-Пб -- читать для петербуржских девушек платные лекции по творчеству Джада Апатоу. Мне только куда податься, неясно», -- сетует он.
В карьере Романа Волобуева уже было коллективное увольнение. В конце 2003 года издательский дом Conde Nast решил сменить главного редактора GQ Алексея Зимина на Николая Ускова. После увольнения Алексея Зимина, GQ потерял большую часть редакции, в составе которой работал Роман Волобуев. Алексей Зимин и Роман Волобуев стали работать в «Афише». «Афиша» -- нормальный журнал, и не надо его крушить только потому, что Ц. уволили», -- пишет сейчас в LiveJournal главред GQ Николай Усков.
Алексей Зимин пока не хочет уходить. «Сам я планирую остаться в «Афише», по крайней мере, если с моим собственным проектом «Афиша-Еда» не будет происходить что-то фатально неблагополучное», -- уточнил он. По его словам, увольнение Ильи Осколкова-Ценципера -- «обидный коммуникационный сбой». «Сейчас у «Проф-медиа» нет определенных кандидатов на место гендиректора «Афиши», -- отмечает Алексей Зимин.
От «Вечерней Москвы» до современного искусства
Создавая в 1999 году «Афишу», Илья Осколков-Ценципер опирался на команду своего предыдущего издания «Вечерняя Москва». Тогда финансировавший «Вечернюю Москву» Банк Москвы решил не продлевать контракт с издателем журнала Эндрю Полсоном, а вслед за ним уволился и работавший главредом Илья Осколков-Ценципер. Его примеру вскоре последовали 48 из 50 сотрудников «Вечерней Москвы» -- они стали вместе работать над журналом «Афиша».
Президент издательского дома HFS Виктор Шкулев считает, что на этот раз Илье Осколкову-Ценциперу будет сложнее найти себя в новом проекте. «Он много лет проработал на одном месте и с одной командой. Это достаточно интересный, но специфический опыт. Кроме того, он не был единственным основателем и менеджером «Афиши», значительная роль здесь принадлежала Эндрю Полсону», -- уверен он. По мнению Виктора Шкулева, увольнение гендиректора не окажет негативного влияния на «Афишу». «Увольнение может быть логичным, ведь у тех, кто увольняет, всегда есть на это причины. В то же время оно вряд ли окажет решающее воздействие на журнал. Остается надеяться, что перемены, которые все-таки случатся, приведут к лучшему», -- говорит он.
Устроиться на работу всей командой у коллектива «Афиши», скорее всего, не получится. По словам Виктора Шкулева, трудно найти готовый проект похожий на «Афишу», или инвестора для создания нового.
Коллеги Ильи Осколкова-Ценципера пишут в блогах, что у бывшего генерального директора «Афиши» не возникнет проблем с трудоустройством. В начале 2009 года он получил от Александра Мамута предложение заняться концепцией центра современного искусства на арендуемых бизнесменом территориях вдоль Берсеневской набережной. «Скорее всего, Ценципер станет генеральным продюсером одного из телеканалов или креативным директором важного издательского дома, или президентом какого-нибудь фонда, или еще кем-нибудь, вид сбоку. И окажется, что благородный Акопов дал новый толчок карьере, которая забуксовала», -- пишет шеф-редактор «Русской жизни» Александр Тимофеевский. Главный редактор BFM.ru Антон Носик отмечает в блоге, что «за Илью скорее рад». «Выпасть из каденции длиной в десять лет -- редкая удача для человека, не собирающегося умирать раньше времени», -- считает он.