Объем поставок персональных компьютеров в России сократился в четвертом квартале на 37,8%. Покупатели начали экономить -- влияние кризиса на российский рынок персональных компьютеров в первом полугодии 2009 года усилится.
Российский рынок персональных компьютеров в четвертом квартале 2008 года в количественном выражении сократился на 37,8%, сообщается в квартальной сводке исследовательской компании International Data Corporation (IDC). Объем поставок компьютеров за три месяца составил 1,8 млн штук (учитываются настольные, портативные и серверные модели). Еще в третьем квартале 2008 года рост составлял 33,7%.
По итогам всего 2008 года рынок сохранил рост, увеличившись на 8,4% до 9,5 млн штук. Крупнейшими поставщиками стали зарубежные компании Acer, Asus, HP, Toshiba и Dell.
Рост достигнут в основном за счет сегмента ноутбуков, который увеличился за год на 55,7%. По-прежнему более половины этого рынка приходится на компании Acer и Asus.
Резко снизились темпы роста рынка серверных компьютеров. Они составили 2,8% (22,7% в 2007 году). Лидерами в этом сегменте стали HP и IBM, чьи поставки по итогам года выросли на 9 и 5% соответственно.
Объемы сегмента настольных компьютеров упали впервые с 1998 года. За весь год снижение составило 17%, рынок сократился до объемов 4,6 млн штук. Еще в 2007 году этот сегмент рос на 19%. Пятью крупнейшими поставщиками стали Depo Computers, НР, K-Systems, Kraftway и Formoza. На 4% за год выросла доля зарубежных компаний.
Продавцы компьютерной техники согласны с подсчетами IDC. «По нашей компании снижение было порядка 35-37 процентов в четвертом квартале», -- рассказал сотрудник одной из крупнейших компаний, специализирующихся на продаже компьютерной техники.
По его словам, снизился не только объем поставок оборудования, но и спрос на ПК со стороны покупателей. «У потребителей растет интерес к мобильным ПК и ноутбукам. Сказалось также естественное для кризиса снижение платежеспособного спроса», -- пояснил он.
В другой компании-поставщике сказали, что падение составило до 30%. «Это максимум. В целом за год оно было на уровне 5 процентов. Плановых показателей роста достичь не удалось», -- уточнил участник рынка.
Руководитель PR-службы Depo Computers Евгения Якушина признает, что кризис привел к падению продаж, масштабы которого пока не оценены. «Мы стараемся соответствовать ситуации на рынке, хотя она еще далека от стабильности», -- говорит она. Официальные представители Kraftway и Formoza не смогли оперативно оценить ситуацию на рынке.
Аналитики IDC уверены, что влияние кризиса на российский рынок персональных компьютеров усилится в первом полугодии 2009 года. За весь 2009 год объем рынка сократится на 17,4%. Сильнее всего снижение затронет сегмент серверов – их количество сократится на 56,1%. Объем поставок настольных компьютеров сократится на 12,4%.