Кризис не обвалил рынок в интернете: у отраслевых компаний не было долгов, констатирует Юрий Мильнер, совладелец инвестиционного фонда DST. И в России, и за рубежом остаются объекты для инвестиций. По оценке Юрия Мильнера, в мире есть пять стран с конкурентоспособным интернетом -- это США, Россия, Китай, Япония и Южная Корея, и в обозримом будущем DST сконцентрируется на росте.
-- Юрий Борисович, как на бизнес в интернете повлиял кризис?
-- Кризис был милостив к интернету и в мире, и в России. У интернет-компаний, как правило, нет долгов. Они развиваются не за счет заимствований. Второе счастливое стечение обстоятельств -- несильное падение интернет-рекламы. В некоторых странах этот сектор даже вырос. Собственно, кризисной ситуации в интернете не сложилось.
-- Какова структура доходов DST?
-- DST -- инвестиционная компания, и наши доходы состоят в росте стоимости наших активов. Я могу лишь сказать, что стоимость компании выросла за кризисный период. У DST не было долгов, и рынок в интернете не упал, а в рублевом выражении вырос. Мы оказались в выигрышной ситуации.
-- Заимствования не используются в реализации инвестиционной программы?
-- Нет.
-- Какие сферы интересны DST для инвестиций в 2010 году? Процесс формирования портфеля не завершен?
-- Я не думаю, что у этого процесса есть конец. На самом деле есть только процесс. И наш смысл -- это процесс. DST инвестирует только в интернет-проекты, связанные напрямую с пользователем, consumer internet, те же социальные сети. Мы стараемся не вкладывать деньги в B2B-проекты.
-- Сейчас в России остались потенциальные объекты для инвестиций DST?
-- Конечно, и они всегда будут. Россия -- одна из четырех стран в мире, кроме Америки, где есть самостоятельный и конкурентоспособный в мировом масштабе интернет. Эти страны -- Китай, Япония, Южная Корея и Россия. Там живет антрепренерский дух и есть очень талантливые программисты мирового уровня. Из последних десяти чемпионатов мира по программированию Россия выиграла шесть. Многие люди этого не знают, не понимают и не чувствуют. Это доминирование на уровне нашего доминирования в балете и фигурном катании. Есть сильные ребята. Именно в России есть серьезный резерв, позволяющий предполагать серьезное развитие интернета.
-- Интерес DST к сервису ICQ перешел в формат конкретных переговоров?
-- Не могу конкретно комментировать текущие процессы, а также даже их наличие.
-- Skype потенциально интересен для инвестиций?
-- Совсем недавно прошла большая сделка. Группа американских инвесторов выкупила 2\3 компании. Это в принципе интересный проект, но сделка уже состоялась, и она прошла без нашего участия.
-- И Twitter?
-- Ничего не могу комментировать. А только с удивлением наблюдаю, как активно российские СМИ продвигают этот проект в последнее время. Нет, чтобы продвигать Mail.ru! Но нет пророка в своем отечестве.
-- Инвестиции в медиа?
-- У нас нет контент-инвестиций. И не будет. Если честно, я вообще слабо себе представляю, как функционируют интернет-СМИ, причем не только в России, но и за рубежом. Нас интересуют только платформы. Хотя к этим платформам могут быть разные приложения: СМИ, финансовые продукты и так далее.
-- Каков масштаб инвестиционной программы DST?
-- У нас нет планов, и мы не работаем в плановом режиме. Наша работа -- это поиск алмазов и переработка при этом большого количества руды. И если мы находим один алмаз в год, это уже хорошо.
-- И вы готовы его купить?
-- Готовы купить его часть. Потому что мы никогда не покупаем 100%. В интернете все устроено так: если купить алмаз целиком, он сразу обесценивается в твоих руках. Покупка 100% предусматривает переход управления. А управлять бизнесом обычно может только тот, кто его создавал и развивал. Один из таких алмазов -- MySpace. Когда News Corp. Руперта Мердока полностью выкупила проект, он начал превращаться в нечто другое, в совсем другой материал, не такой блестящий и привлекательный. В случае выкупа 100% проекта уходит заинтересованность людей, возникает бюрократическая структура, процедуры согласования. А интернет-проекты в такой среде не развиваются.
-- Описанная ситуация не напоминает процессы в сети «Одноклассники»?
-- Нет, у нас в ней нет 100% и есть мотивированные люди. Альберт Попков -- основатель сети -- серьезный и сильный парень. Но он достаточно рано отошел непосредственно от программирования. А особенность технологических проектов состоит в том, что их должны возглавлять люди с техническим бэкграундом, которые детально понимают продукт. Главное, чтобы такие люди были у руля.
-- С чего начинался инвестфонд DST, с каких денег и с каких идей?
-- Мы стартовали в конце 2005 года с моим партнером Григорием Фингером. И первым инвестором был он, других совладельцев не было. Дальше были друзья и знакомые. Потом появился интерес со стороны серьезных инвесторов. До кризиса это были международные инвесторы. А после кризиса мы переключились на российских. Для нас, как и для всего мира, закрылось институциональное финансирование на западных рынках. Сейчас российские инвесторы контролируют больше 75% компании.
-- В чем смысл держать прямых конкурентов -- сети «Одноклассники» и «Вконтакте» -- в одном инвестиционном портфеле?
-- Мы не то чтобы их держим. Мы же инвесторы. Сейчас главное -- соблюдать баланс и не вмешиваться в операционную деятельность. В таких условиях это абсолютно реальная ситуация.
-- Вам предлагали продать «Вконтакте», в частности, сотовые операторы «Вымпелком» и «Мегафон»?
-- К нам таких предложений не поступало. Все наши инвестиции носят стратегический характер -- не на один-два года, а на пять, десять, пятнадцать лет. Мы со своей стороны не ищем возможность продать активы.
-- Цель инвестиций в Facebok -- это блокпакет?
-- Нет никаких определенных целей. Как, впрочем, и в других проектах отсутствует четкий target -- во что бы то ни стало достичь определенного уровня. Если проект нравится, если мы верим в его будущее, мы стараемся докупать и увеличивать долю в силу своих возможностей. Так было со всеми проектами, в которые мы инвестировали.
-- До слияния с компанией Astrum портал Mail.ru развивал собственное игровое направление. В чем смысл объединения?
-- Astrum был лидером на рынке, а Mail не был. У портала было собственное игровое направление, и у них получилось, но Mail занялся этим бизнесом позже. И все-таки их основная специализация -- это коммуникационные сервисы. В результате объединения получился лидер и в коммуникационной части, и в игровой. Российский аналог китайской Tencent.
-- Во сколько вы оцениваете российский рынок онлайн-игр?
-- В России -- сотни миллионов долларов в год. Со временем этот рынок станет миллиардным. Люди готовы тратить деньги на игры из-за социального контекста. Как показывает опыт Zynga, как только в онлайн-развлечениях появляется социальный контекст, аудитория расширяется многократно. Людям интересно не столько играть с компьютером, сколько с теми реальными людьми, которых они знают. Если у меня есть онлайн-ферма, то мне интересно, чтобы соседней фермой владел мой друг, чтобы ходить к нему в гости. Социальный контекст в интернете оказался очень мощным. Это доминирующий тренд в настоящее время, и его выражением стала Facebook. С середины 1990-х до середины 2000-х доминировал поисковый тренд.
-- Кризис не вернул людей к реальности? Очевидно, что стало меньше свободных денег.
-- С другой стороны стало больше свободного времени. В России вообще климат располагает к погружению в интернет. В этом смысле мы близки к скандинавским странам, где проникновение достигает 80-90%, в отличие от южных стран, где проникновение -- 50-60%.
-- Комфортно ли российским акционерам Mail.ru с южноафриканскими инвесторами из Naspers?
-- У нас с ними очень хорошие отношения, долгие и партнерские.
-- Mail.ru вела подготовку к IPO, процесс продолжается?
-- Нет. Сейчас мы такой подготовки не ведем, и в ближайших планах IPO у нас нет. Я могу точно сказать, что сейчас мы на эту тему не думаем и сосредоточились на росте.
-- Вы оцениваете возможность IPO самой DST?
-- Это возможно. Но четких планов мы не имеем.
-- Приобрел ли бизнес в рунете политическое значение, и приходится ли участникам рынка с этим считаться при принятии решений?
-- Я думаю, что такой фактор не присутствует в наших решениях и планах. Все проекты, в которые мы имели возможность вложить деньги, сфокусированы на росте и активном захвате рынка. Десятки тысяч людей каждый день регистрируются на ведущих сетевых ресурсах. Основной фокус -- это предоставление максимального сервиса пользователям.
-- Вопрос смены партнера Mail.ru в сфере поиска с «Яндекса» на Google имел политическое значение?
-- Это абсолютно бизнес-решение, обусловленное тем, что бренд Google никак не будет фигурировать в поисковой выдаче. Пользователям будет просто предоставляться сервис. В данном случае и «Яндекс» и Google являются просто субподрядчиками. Для Mail.ru очень важна лояльность собственной аудитории. И они ни с кем не вступают в партнерства, которые могут продвигать другие бренды. Бренд имеет принципиальное значение, и любые партнерства строятся именно на этой основе. Кроме того, Mail.ru разрабатывает собственные поисковые технологии. Давно работает над этим. Я считаю, что поисковые технологии являются абсолютно принципиальными в интернете. Ряд наших проектов развивает это направление, в том числе «Вконтакте», где есть сильный поиск. Этот поиск по сайту по своим параметрам сравним с поиском по всему интернету.
-- Возможна ли его интеграция в Mail.ru?
-- Исключительно на взаимовыгодной бизнес-основе. Но «Яндекс» не является безальтернативной технологией, когда идет речь о Mail.ru.
-- Как вы оцениваете результаты членства проектов DST в РАЭК?
-- Отрасли нужна была ассоциация, которая объединит максимальное количество участников. РАЭК стала такой ассоциацией. И дальше главный вопрос, чтобы работа соответствовала ожиданиям участников этого процесса. Сейчас работа на раннем этапе, идет формирование аппарата. Но отраслевое лобби формируется: идут обсуждения инициатив в сфере авторских прав в интернете, а любая законодательная инициатива должна что-то менять на рынке.