Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:23
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Господдержка автопрома: уже 100 млрд

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На поддержку национального автопрома государство потратило в этом году уже более 100 млрд рублей. Но эффективными предпринятые меры назвать сложно -- отрасль все равно в состоянии комы.

Чиновники Министерства промышленности и торговли России подсчитали: в 2009 году государство потратило на поддержку автопрома уже свыше 100 млрд рублей.

Большая часть этих денег -- 42,5 млрд рублей -- ушла на государственный заказ. Уже закуплено автомобилей на 37,5 млрд. Контракты еще на 5 млрд будут заключены до конца года.

29,4 млрд рублей составили госгарантии по кредитам, полученным автозаводами (19,8 млрд руб. -- «Группа ГАЗ», 5 млрд руб. -- Sollers, 4,6 млрд руб. -- КамАЗ).

25 млрд рублей -- ссуда, выделенная «АвтоВАЗу» в начале года. Остальные деньги были потрачены на субсидировние процентных ставок по автокредитам, бесплатную доставку «ВАЗов» на Дальний Восток и т. д.

Названная сумма неокончательная. Ведь сейчас обсуждается новый пакет помощи «АвтоВАЗу» в размере 70 млрд рублей. Если эти деньги будут выделены, то общая сумма бюджетных средств, потраченных на спасение национального автопрома, приблизится к $6 млрд. Для сравнения, в Германии правительство выделило €5 млрд. Но все они были потрачены на программу замены автохлама на новые автомобили. В результате рынок ФРГ показывает отличную динамику роста. Российский же продолжает находиться на уровне начала двухтысячных годов.

Очевидно, что немецкая программа многократно эффективнее -- к каждому евро, выданному государством, бюргеры добавляют пять-десять своих кровных и несут их автодилерам -- покупать новые машины. В итоге автопром получает поддержку в размере десятков миллиардов евро.

А куда уходят российские миллиарды? Первый «транш» поддержки «АвтоВАЗа» почти полностью ушел на погашение долгов завода. Из 70 млрд, которые могут быть выделены сейчас, 53 опять уйдут на погашение долгов. Очевидно, что ситуацию на заводе это никак не исправит, ведь от своей деятельности «АвтоВАЗ» получает одни убытки -- по 20 млрд за полугодие. С другой стороны, бросать заводы также нельзя -- ведь это не просто неэффективные предприятия, это целые города с сотнями тысяч жителей.

«Автопром -- наиболее пострадавшая отрасль промышленности», -- объяснил министр Виктор Христенко. Продажи легковых автомобилей в этом году упадут до 1,4 млн штук -- примерно на 60%. Рынок коммерческих автомобилей рухнул еще больше -- на 70%.

Программа утилизации доказала свою эффективность сразу в нескольких странах, и в России она также будет запущена в следующем году. Выделяется на нее 10 млрд рублей -- это поможет продать 200 тыс. автомобилей. Другая мера -- государственное субсидирование кредитной ставки -- пока себя не оправдала. Льготные кредиты можно было получить лишь на покупку самых дешевых автомобилей (95% получивших кредит воспользовались им для покупки «ВАЗов»). Летом список авто был расширен, и программа начала работать эффективнее. А сегодня министр экономики и развития Эльвира Набиуллина объявила: ценовой порог может быть вовсе отменен. Тогда купить по льготному кредиту, а значит, немало сэкономить, можно будет и такие автомобили, как Toyota Camry, VW Touareg, Nissan X-Trail и так далее.

Все эти меры, по мнению Христенко, приведут к тому, что уже во второй половине 2010 года автомобильный рынок начнет увеличиваться в объемах. В любом случае, в первую очередь на это будет влиять макроэкономическая ситуация в стране и в мире.

Реклама