Продажи рингтонов и платного видеоконтента для мобильных телефонов падают. Абоненты стали грамотнее и экономнее. К концу года рынок сократится на 22%.
«Стремительное падение продаж рингтонов и платного видеоконтента, которое пока компенсируется ростом выручки по услуге RBT (Ring back tone -- замена гудка в трубке мелодией. – Infox.ru), вызвано увеличением грамотности абонентов, стремительным ростом функциональности мобильных терминалов, предоставляющих развитый функционал для поиска музыкальных треков и видеороликов в сети интернет, а также непродуманной политикой правообладателей», -- говорится в отчете JP Consulting. Кроме того, аналитики отмечают снижение темпов роста выручки от услуг RBT.
Объем рынка дополнительных услуг сотовой связи (VAS) в 2009 году снизится на $800 тыс. -- до $2,95 млрд, говорится в аналитическом отчете. По оценкам агентства, этот рынок в России в 2008 году достиг 94 млрд рублей ($3,8 млрд), в первом полугодии 2009 года выручка от VAS составила 55 млрд рублей.
Падение продаж связано со снижением платежеспособного спроса и девальвацией рубля, не сопровождающейся ростом рублевых цен на дополнительные услуги связи, утверждают аналитики. Это привело к стагнации в сегменте мобильного контента.
«Процесс изготовления реалтонов, анимации осуществляется абонентами самостоятельно. Рингтоны (под этим подразумеваются обычно монофонические и полифонические мелодии) уходят в прошлое, поскольку почти все телефоны поддерживают возможность использования реалтона (mp3-мелодии, к примеру) в качестве звонка», -- рассказывает руководитель отдела мобильных решений ИК «Финам» Константин Каменев.
Операторы сотовой связи настаивают, что прос на дополнительные услуги остался и продолжает расти. Как заявил Infox.ru сотрудник сотового оператора СМАРТС, в компании не заметили спада продаж дополнительных услуг мобильной связи.
«В целом по VAS-услугам продажи увеличились на 15-20%, -- заявил начальник отдела голосовых услуг СМАРТС Антон Гороховицкий. -- Мы активно продвигаем RBT- услугу, ее продажи растут. По сравнению с прошлым годом они поднялись на 150%».
В пресс-службе «Мегафона» уверяют, что кризис не сказался на потреблении контента, так как до кризиса не было активного роста сегмента. «Есть сезонные колебания, но падения нет. Ближе к осени рынок оживет, но рекордов потребления дополнительных услуг ждать преждевременно», -- пояснил официальный представитель оператора. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева говорит, что период стагнации спроса на дополнительные услуги прошел, и сейчас спрос увеличивается. «Особенно на услугу отправки смс и мобильный интернет», -- отметила она.
Исполнительный директор компании-продавца мобильного контента ИММО Дмитрий Тимощенко говорит о небольшом сезонном спаде продаж -- на 1-15%. «Если правообладатели снизят свою комиссию в стоимости мелодии, продажи мобильной музыки, и в частности рингтонов, вырастут. Высокое роялти со стороны правообладателей сегодня не дает рынку активно развиваться», -- утверждает Дмитрий Тимощенко.
Управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров говорит, что продажи рингтонов падают давно. «Одна из причин – пиратство. Сейчас рингтоны легко найти на бесплатных пиратских wap-сайтах. Вторая причина, сокращение расходов на мобильную связь из-за кризиса, это тоже снижает спрос на контент", - рассказала она.
Рост рынка мобильного контента не превысил 7% в рублевом выражении, говорит аналитик ИК «Финам» Анна Зайцева. По ее словам, это связано не только с кризисом, но и с насыщенностью рынка -- потребитель привык к этой услуге. «По окончании сезона отпусков серьезного роста продаж дополнительных услуг связи не предвидится», -- предупреждает Анна Зайцева.
По итогам года динамика окажется сопоставимой, рынок едва ли вырастет более чем на 10%. «Сезон отпусков не ключевой фактор. Напротив, каникулы дают больше возможностей для продажи развлекательных услуг молодежи, растут доходы от GPRS-роуминга, что выравнивает сезонный фактор», -- утверждает Анна Зайцева.
Выручка операторов падает
Совокупная выручка операторов сотовой связи в России в 2009 году снизится на 17% -- до $21,3 млрд по сравнению с $25,7 млрд в 2008 году, говорится в аналитическом отчете агентства JP Consulting. В рублевом эквиваленте этот показатель вырастет на 65 млрд рублей -- до 704 млрд рублей.
Большую часть выручки на рынке как основных, так и дополнительных услуг сотовой связи собирают операторы «большой тройки». На первом месте – МТС, компания имеет 30,5% выручки. У «Мегафона» -- 27,1%, у «ВымпелКома» -- 25,7%. Вместе они собрали 83,3% выручки в первом полугодии 2009 года.
«Распределение выручки может измениться, если операторы всерьез займутся продвижением услуг по передаче данных. Этот сегмент показывает стабильно высокий темп роста, несмотря на дорогостоящий трафик. Оператор, который первым введет и начнет продвигать доступные для большинства абонентов тарифы на передачу данных, получит существенное преимущество», -- заявил Константин Каменев.
Самый высокий процент дохода операторов приходится на SMS-сообщения. «SMS-сервис остается основным драйвером доходов – более половины выручки от всех дополнительных услуг связи. Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и мобильный интернет занимают практически равные доли: 22,6% и 22,5% соответственно», -- говорится в отчете JP Consulting.