Итальянский генерал Фабио Мини, командовавший силами ООН в Косово (KFOR), в своей статье, опубликованной в журнале Limes, предупреждает об опасностях агрессивной политики США чреватой, по его мнению, возможным крупным военным конфликтом в Европе (текст статьи приводится с сокращениями).
Неудивительно, что Министерство Обороны США планирует операции глобального уровня. Но одержимость американских военных поисками «Великого врага» может ввергнуть Европу в конфликт, причем совсем не обязательно с Россией.
США обновляют военные планы на случай агрессии России в Прибалтике. По данным Foreign Policy, план будет включать в себя не только действия в составе НАТО, но и самостоятельную активность вооруженных сил США.
Нет ничего удивительного в том, что военное командование планирует операции на случай непредвиденных обстоятельств или обновляет ранее существующие планы. Во времена «холодной войны» проводилось планирование только в рамках сценария межблокового конфликта. Распад восточного блока стал большим сюрпризом для запада, но последний сумел быстро превратить неожиданный подарок в запланированную победу. Следует учесть, что победители не имели ни малейшего представления, не говоря уж о подготовленных планах, о том, что им делать без равного по силе противника.
После попыток подстроить старую доктрину под нового противника, точнее, его отсутствие, был взят курс на создание образа врага, пусть и выдуманного. Этот период был использован для избыточной военной модернизации, проводившейся под предлогом существования неких неясных рисков. В обществе рос милитаризм, он проявлялся во всём: от объяснения возникновения экономического кризиса до рассуждений о ценах на капусту. Большая стратегия и долгосрочное планирование были позабыты. Ради новых фронтов были инициированы революции и начаты малые войны. Мы сосредоточились на борьбе с терроризмом, который появился именно в результате начатых нами конфликтов. В то время как крупные игроки были вынуждены уйти со сцены, другие участники получи простор для действий, и даже, как в случае Исламского Государства, сами стали источниками страха и власти: только для того, чтобы оправдать существование громоздких структур безопасности. И теперь с точки зрения безопасности в мире ситуация гораздо хуже, чем двадцать пять лет назад.
Поэтому неудивительно, что нужно воскресить образ «Великого врага» врага, который подогреет страхи и, следовательно, откроет путь для увеличения военных расходов, которые нужны не только и не столько для планирования реальной войны, сколько для бесконечной и дорогостоящей подготовки войны. Такой, что произойди она в реальности, вернула бы человечество в каменный век.
Сначала «Великий враг» — почти идеальный враг, — был найден в лице Китая. Против Китая в 2012 году США приняли первое серьезное стратегическое решение со времён Второй мировой войны: внимание американских стратегов было перенесено с Атлантического океана на Тихий. Были мобилизованы все страны конкуренты и противники Китая на Дальнем Востоке и в Океании. На планирование США столкновения ВВС И ВМС, Китай ответил открытой широкомасштабной экономической инициативой и проводимым с неохотой, вынужденным военным усилением.
Вторая инициатива политико-стратегического характера — соглашение по ядерной программе Ирана, что, по сути, превратило Тегеран в легитимного лидера на ближневосточном театре. За сугубо отраслевым соглашением отчётливо просматривается намерение Обамы обеспечить западный фланг фронта развёрнутого на Дальнем Востоке.
На этом фоне Европа выглядит беззащитной и почти демиталиризованной. Поэтому неудивительно желание Пентагона возобновить противостояния с Россией, ещё одним исполнителем роли «Великого врага». Связи с этой страной были потеряны из-за введения удушающих санкций, буквально вынудивших ее произвести перевооружение. Были попытки вернуть Россию в состав Европы через военное сотрудничество. Но одновременно ее постепенно окружали, распространяя военное влияние НАТО и экономическое влияние ЕС всё ближе к её границам. Жёсткость России в отношении Грузии в 2008 г. и действия в отношении Украины в последнее время не были совсем необоснованны. В любом случае, в России экспансия ЕС и НАТО вызывает новый всплеск национализма.
Неудивительно возникновение планов конфликта в Прибалтике. В Средиземноморье и на Ближнем Востоке действуют давно участвующие в войне союзники: Франция и Великобритания, давние сторонники, и Италия, удерживаемая старым страхом. Балтийский театр граничит с российской территорией и занят верными Америке странами, называемыми «Новой Европой», давно желающими конфликта с Россией. Даже несмотря, что такой конфликт ставит под угрозу выживание всей Европы.
Соединенные Штаты очень чувствительны к влиянию и шантажу «Новой Европы», расположенной вдоль российских границ от Балтийского моря до Черного, также как американское военное планирование на Дальнем Востоке зависит от Южной Кореи и Японии. Сценарий военного вторжения в странах Балтии возможен технически, но крайне маловероятен. Однако если рассматривать по примеру США и стран "Новой Европы", в качестве «вторжения» хакерские атаки или демонстрации, умело управляемые извне, и, особенно изнутри (что продемонстрировано на Украине), подготовка к войне вполне оправданна. Пентагон меняет правила и манипулирует ключевыми факторами для того, чтобы развязать войну в Европе, чего, разумеется, хотелось бы избежать.
Всё это странно. И, одновременно, опасно как для авторитета Соединенных Штатов, так и для нашей (европейской) безопасности. Странно и опасно, что планирование боевых действий продолжается, несмотря на то, что для нынешней администрации они, скорее всего, будут неприемлемы. Но время администрации Обамы подходит к концу, и кто-то в Пентагоне ожидает (вернее, надеется), что после победы той или иной партии подготовка к войне на Дальнем Востоке и в Европе будет одобрена. Войне, в которой никто не сможет выиграть.