Президентский законопроект, отменяющий допустимый для вождения автомобиля уровень алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе, наверняка будет поддержан всеми субъектами РФ. Положительный отзыв подготовила и Московская городская дума. Однако столичные депутаты все же выразили некоторые сомнения в целесообразности введения полного запрета на управление транспортным средством в тех случаях, когда уровень алкоголя отличен от нуля.
Минимально допустимый уровень алкоголя для водителей (0,3 г в крови и 0,15 мг в выдыхаемом воздухе) был установлен в 2007 году. Законодателей поддержали органы ГИБДД, поскольку введение такой нормы предписывалось Венской конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Россией в 1974 году. Подобное правило позволяет водить автомобиль после употребления малой дозы спиртных напитков и учитывает особенности обмена веществ отдельных автомобилистов, в чьих организмах вырабатывается эндогенный алкоголь. Кроме того, учитывается и возможное повышение уровня алкоголя после употребления кваса, кефира и других пищевых продуктов, а также ряда лекарств.
До 2007 года медики обычно руководствовались своими инструкциям, считали небольшой процент алкоголя «остаточным явлением» и не признавали обследуемого пьяным. К тому же за вождение «под хмельком», не повлекшее тяжких последствий, не лишали прав.
Изменения, внесенные в КоАП, фактически узаконили существующую практику, однако некоторые автолюбители почему-то решили, что нововведение позволяет им водить машину и после изрядного возлияния. А в итоге они спровоцировали президента РФ Дмитрия Медведева на заявление, что действующая норма «провоцирует реальное пьянство» за рулем.
В конце марта 2010 года Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправку, отменяющую алкогольный минимум. Это означает, что при любых показателях алкометра, отличных от нуля, водителя можно привлекать к ответственности за нарушение статьи 12.8. КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения».
Между тем эта статья предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. При этом судебная практика складывается не в пользу граждан, оказавшихся за рулем в состоянии опьянения. Даже если владелец машины и не собирался трогаться с места, его могут лишить прав на два года.
Все дело в том, что ни в одном нормативном акте не прописано точное значение термина «управление транспортным средством».
В энциклопедическом словаре под этим понимаются «действия водителя, направленные на сохранение или изменение величины и направления скорости движения, а также ориентации продольной оси транспортного средства или на сохранение его движения по заданной траектории». Однако словарь гаишникам не указ. И они трактуют норму закона так, как считают нужным.
Между тем в ПДД Белоруссии есть конкретное определение: «2.74. Управление транспортным средством – воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального». Может быть, и нам надо как-то использовать опыт братской республики, чтобы у автовладельца не отнимали права за попытку прогреть двигатель морозной ночью, когда еще не выветрились пары от вечернего застолья?
Депутаты Мосгордумы также озаботились этой проблемой и даже решили инициировать поправки к президентскому документу. Так, по сообщениям газеты «Коммерсантъ», в законе «О безопасности дорожного движения» предложено поменять фразу «запрет на эксплуатацию» транспортных средств водителями в состоянии опьянения на «запрет на управление». Кроме того, депутаты предложили прописать более четкий порядок освидетельствования в случаях наркотического и токсического опьянения. Представители ГУВД Москвы поддержали обе инициативы.
Однако изменения в законе «О безопасности дорожного движения» не спасут положения. Ведь конкретные меры наказания прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, а там, как цитировалось выше, лишение водительского удостоверения предусматривается как раз за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Адвокат Вадим Володарский еще в 2006 году предложил следующие дефиниции упомянутых выше терминов:
Управление транспортным средством – это непосредственное воздействие физическим лицом на это транспортное средство с целью установления или изменения в данный момент скорости и направления движения;
эксплуатация же транспортного средства – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возможности выполнения транспортных функций этого транспортного средства, включающий определение времени и маршрутов движения, обеспечение хранения, технического обслуживания и ремонта, подбор лиц, управляющих транспортным средством, и т.п.
Если внести данные определения в закон, то изменится и отношение сотрудников ГИБДД к автовладельцам, которые никуда не собираются ехать, а просто осуществляют свои права на пользование имуществом. Например, в какой бы степени опьянения ни находился гражданин, он вправе сидеть в своей машине, вправе осуществлять ее техническое обслуживание (протирать панель управления), определять с помощью навигатора будущий маршрут (по которому, возможно, он поедет только через неделю). Наконец, он имеет право прямо тут же написать доверенность на управление (если, конечно, он в состоянии это сделать) и передать ключи трезвому товарищу.
Но это еще не все. Если запрет на управление вновь будет действовать при отличном от нуля уровне алкоголя, то необходимо ввести новое, более мягкое наказание за нарушение статьи 12.8 КоАП. Это может быть штраф, причем не очень большой. Или даже предупреждение (если уровень алкоголя не превышает 0,1 промилле). Иначе не избежать вакханалии гаишников, которые будут проверять на дороге каждого второго водителя и, угрожая лишением прав, получать такие взятки, которые сегодня им и не снились.
Но остается открытым вопрос, осмелится ли кто-то поправить президентский законопроект, даже если всем ясно, что он нуждается в уточнениях.